double arrow

Общие положения. В современных общественно-политических условиях роль государства и предприятий в обеспечении охраны труда существенно изменилась по сравнению с прошлым

В современных общественно-политических условиях роль государства и предприятий в обеспечении охраны труда существенно изменилась по сравнению с прошлым периодом, когда институт социального страхования был, по существу, заменен государственной системой социального обеспечения во всех случаях утраты здоровья и заработка. В настоящее время за государством остаются лишь законодательные функции, создание на национальном уровне эффективных систем охраны труда, определение гарантий в области охраны труда и социального страхования, контроль их исполнения для отраслей, производств и профессий с высоким уровнем профессионального риска.

Федеральные государственные органы призваны решать задачи, связанные с:

· разработкой и утверждением законов и другие нормативных актов в области техники безопасности, охраны и гигиены труда, социального страхования;

· координацией деятельности по надзору за техникой безопасности и гигиеной труда;

· контролем отраслей и производств с высоким уровнем техногенного и профессионального риска (атомная энергетика, угольная, горная, металлургическая, хи­мическая промышленность), осуществляемым органами Гостехнадзора, Атомнадзора, Энергонадзора, Министерства по чрезвычайным ситуациям;

· осуществлением нормативно-методического надзора за работой по охране труда в субъектах Федерации (генеральные и отраслевые тарифные соглашения, минимальные социальные гарантии);

· формированием экономических механизмов, мотивирующих создание безопасных условий труда и социальной защиты работающих;

· стимулированием создания систем социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

· организацией проведения НИР по проблемам условий и охраны труда, организации профессиональной подготовки специалистов, налаживанию информацион­но-статистического обеспечения;

· поддержкой деятельности различных общественных организаций и объединений, ассоциаций и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда, содействие сотрудничеству в области охраны труда между предпринимателями и работниками на всех уровнях управления.

В результате реализации подконтрольных государству экономических механизмов должны быть созданы условия, при которых любому предприятию, независимо от формы собственности, будет экономически выгодно вкладывать средства в обеспечение технической безопасности предприятия. Основными экономическими механизмами управления технической безопасностью в настоящее время следует считать: льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, обязательное социальное страхование от травматизма и профессиональных заболеваний, обязательное страхование за причинение вреда в процессе эксплуатации опасного производственного объекта.

Социально-экономические компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда

Развитая система льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда существует достаточно длительный период. Эта система основана на осуществлении доплат к заработной плате, предоставлении дополнительных отпусков и льготных (досрочных) пенсий для ряда профессий (т.н. Списки №1и №2), предполагающих работу в неблагоприятных условиях труда (табл. 1).

Таблица 1

Виды социально-экономических компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда

Вид компенсации Форма компенсации Диапазон Количество профессий
1. Право на льготное пенсионное обеспечение досрочный выход на пенсию 10 лет 5 лет Список 1-124 Список 2 - 736
2. Доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда доплата к тарифной ставке - тяжелые и вредные условия труда - особо тяжелые и вредные условия труда   4%; 8%; 12% 16%; 20%; 24% все профессии По Списку 1 И Списку 2 (860) + отраслевые перечни
3. Право на дополнительный отпуск дни дополнительного отпуска 6;12;18;24;36 суток  
4. Право на сокращенный рабочий день сокращение рабочего дня 1; 2;3 часа  
5. Выдача продуктов лечебно-профилакти­ческого питания молока пектина сока с мякотью 0,5л 2г 250 - 300 г 54 наименования веществ по перечню

В существующем виде рассмотренная система льгот и компенсаций не отвечает экономическим реалиям сегодняшнего дня. Несмотря на это, речь не идет о её ликвидации. Наоборот рассматриваются пути её реформирования.

Обязательное социальное страхование и его стимулирующая роль в повышении уровня технической безопасности

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний регламентируются Федеральным законом РФ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний" № 125-ФЗ от24.07.1998 г. В соответствии с этим законом социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусматривает:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

- возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по страховому договору (контракту) и в иных случаях, путем представления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Под профессиональным риском в вышеупомянутом законе понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) или в иных установленных Федеральным законом случаях.

Для реализации данного закона Минтрудом РФ предложен определенный порядок определения классов профес­сионального риска и отнесения к ним отраслей (подотраслей) экономики. Класс профессио­нального риска устанавливается по величине интегрального показателя ИП, который определяется отношением величины суммарных затрат в отрасли (подотрасли) экономики по воз­мещению в истекшем году вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным по­вреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудо­вых обязанностей S1, к фонду оплаты труда, на который на­числены взносы в фонд социального страхования S2, и рассчи­тывается по формуле:

ИП = (S1/S2)×100

С учетом этого показателя Постановлением Правительства РФ от 31.08.1999 г. №975 вначале были установлены 14 классов профессионального риска. К первому классу относилось связь, а к четырнадцатому угольная отрасль. В 2001 году Постановлением правительства РФ №996 от 21.12.2000 г. количество классов профессионального риска увеличено до 22 (табл.2). Эти же разделение на классы профессионального риска действительно и по настоящее время

Таблица 2

Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска

Отрасль (подотрасль) экономики Класс профессионального риска Отрасль (подотрасль) экономики Класс профессионального риска
Связь, метрополитенный транспорт общего пользования   Добыча известняка и гипсового камня, организации, осуществляющие эксплуатационное бурение  
Производство атомной техники, проектные, проектно-изыскательские и изыскательские организации, теплоснабжение   Добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии, добыча алмазов специализированные организации, осуществляющие буровые и взрывные работы, строительство шахт  
Электроэнергетика, тепловые и атомные электростанции, газовая промышленность, добыча и переработка природного газа   Производство алюминия, глинозема и фтористых солей, добыча сырья для естественных и искусственных пористых заполнителей  
Производство и переработка радиоактивных материалов, хозяйственное управление промышленностью   Добыча торфа, цементного, керамического сырья, добыча и обогащение рудного, алюминийсодержащего сырья, подземная и открытая добыча руд черных металлов  
Добыча драгоценных и полудрагоценных, самоцветов и янтаря камней   Добыча угля открытым способом, добыча и обогащение медной руды, никелевой и кобальтовой руды, добыча драгоценных металлов, природных камней для облицовочных материалов  
Производство синтетического каучука   Цветная металлургия, котлостроение, подъемно-транспортное машиностроение  
Топливная промышленность и нефтедобывающая промышленность   Обогащение угля, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное машиностроение,  
Коксохимическая промышленность, транспорт и связь   Производство технологического оборудования для производства химического волокна  
Производство угольных брикетов, добыча и обогащение титанового сырья, руд редких металлов, радиоактивных и бериллиевых руд, все виды транспорта   Сланцевая промышленность, дизелестроение, железнодорожное машиностроение  
Производство вторичных цветных металлов, строительных материалов и изделий из полимерного сырья   Производство литейного оборудования  
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, поиск и разведка месторождений нефти, газа, твердых подземных ископаемых и подземных вод.   Добыча угля подземным способом, добыча и обогащение свинцово-цинковой, оловянной, сурьмяно-ртутной руды, добыча неметаллических руд  

Для каждого из классов ФЗ РФ №17-ФЗ от 12.02.2001 г. установлен процент отчисления от начисленной оплаты труда (страховой тариф) в Фонд обязательного социального страхования (ФОСС). Величина страхового тарифа изменяется от 0,2 для первого класса профессионального риска до 8,5 для 32 класса (табл.2).

Таблица 2

Величины страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Класс профессионального риска Страховой тариф Класс профессионального риска Страховой тариф
  0,2   2,1
  0,3   2,3
  0,4   2,5
  0,5   2,8
  0,6   3,1
  0,7   3,4
  0,8   3,7
  0,9   4,1
  1,0   4,5
  1,1   5,0
  1,2   5,5
  1,3   6,1
  1,4   6,7
  1,5   7,4
  1,7   8,1
  1,9   8,5

Использование процедуры определения страхового тарифа для конкретного предприятия, исходя из величины страхового тарифа для отрасли, к которой относится это предприятие, не позволяет в полной мере использовать экономические рычаги системы обязательного социального страхования. Это связано с тем, что каждое предприятие отрасли характеризуется отличными друг от друга показателями травматизма и профзаболеваний и следовательно своим профессионального риска. Поэтому применения общего для отрасли страхового тарифа для предприятий с показателями травматизма и профзаболеваний ниже среднего уровня по отрасли приводит к увеличенной величине отчислений средств в ФОСС по сравнению с фактическими выплатами из этого фонда. Для предприятий же с показателями травматизма и профзаболеваний, превышающих средний отраслевой уровень, наоборот, выплаты из ФОСС превышают размер отчислений. Вследствие этого снижается заинтересованность предприятий в улучшении условий труда. В целях снижения профессионального риска и обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» предложен механизм корректировки величин отраслевого страхового тарифа для конкретного предприятия с помощью скидок и надбавок, учитывающих состояние охраны труда на этом предприятии. Размер скидок или надбавок при этом не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний разработана во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 37, ст. 3696) и введена в действие Постановлением ФОСС № 11 от 5.02.2002 г.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с этой методикой размеры надбавок P и скидок С к страховому тарифу предложено рассчитывать по следующим формулам:

Р = [(aстр/aотр+bстр/bотр+cстр/cотр)/ 3 - 1] х 100%, (1)

С = [1 - (aстр / aотр + bстр / bотр + cстр / cотр) / 3] хq1 х q2 х l00%, (2)

где показатель "а" - отношение суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обеспечение по страхованию) в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы).
Показатель "а" рассчитывается по следующей формуле:

а = О / V,

где О - сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенные суммарно страхователем и ФОСС в связи со страховыми случаями, произошедшими за весь период осуществления страхователем финансово - хозяйственной деятельности, руб.
V - сумма начисленных страховых взносов за предшествующий календарный год, руб.
Показатель "b" - количество страховых случаев на тысячу работающих.
Показатель "b" рассчитывается по следующей формуле:

b = (K / N) x 1000,

где К - количество страховых случаев за предшествующий календарный год;
N - среднесписочная численность работающих за предшествующий календарный год, человек.
Показатель "с" - количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями, на один страховой случай.
Показатель "с" рассчитывается по следующей формуле:

с = Т / К,

где Т - количество дней временной нетрудоспособности за предшествующий календарный год в связи со страховыми случаями.

q1 - коэффициент уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя: уровнем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя является отношение числа рабочих мест, по которым проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, к их общему числу у страхователя; q1 = 0, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3; q1 = 1, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда больше или равен 0,3;
q2 - коэффициент уровня проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя: уровнем проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя является отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя; q2 = 0, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров меньше 0,9;

q2 = 1, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров больше или равен 0,9.
aстр, bстр, cстр - показатели "a", "b", "c", рассчитанные для каждого страхователя;
aотр, bотр, cотр - средние значения показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя
Средние значения основных показателей по отраслям (подотраслям) экономики (aотр, bотр, cотр) рассчитываются и утверждаются ФОСС не позднее 31 марта текущего календарного года.
Надбавка устанавливается страхователю в случае, если значения основных показателей страхователя больше утвержденных средних значений аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя. Надбавка страхователю устанавливается не позднее 30 апреля текущего календарного года
Скидка устанавливается страхователю в случае, если значения основных показателей страхователя меньше утвержденных средних значений аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.

Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 15 февраля текущего календарного года представляет в исполнительный орган ФОСС сведения необходимые для установления скидки.
Условиями рассмотрения Фондом заявления страхователя о предоставлении скидки являются: осуществление страхователем финансово - хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее 3 лет; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолжности по страховым взносам. Решение об установлении скидки страхователя принимается не позднее одного месяца с даты регистрации заявления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: