Анализ прибыли проводится на основе данных формы № 2 «Отчет о прибыли и убытках» (табл. П.3.2). Прибыль является положительным финансовым результатом деятельности предприятия. Отрицательным финансовым результатом является убыток.
Основные направления анализа прибыли:
1. Анализ динамики каждого показателя прибыли за анализируемый период.
2. Анализ структуры показателей.
Основными показателями прибыли в соответствии с формой № 2 являются:
1. Валовая прибыль
, которая рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции
и себестоимостью реализованной продукции 
или 
2. Прибыль от продаж
, которая рассчитывается как разница между валовой прибылью и коммерческими расходами
, управленческими расходами 
или
.
Коммерческие расходы отражают затраты предприятия, связанные со сбытом продукции, издержки обращения. Управленческие расходы отражают общехозяйственные (общепроизводственные) расходы предприятия. Если коммерческие и управленческие расходы не показываются отдельно по строкам 030 и 040 формы 2, следовательно, данные расходы учтены в себестоимости проданной продукции. В таком случае валовая прибыль и прибыль от продаж будут совпадать.
3. Прибыль до налогообложения
рассчитывается по формуле
или 
где
– операционные доходы. К операционным доходам относятся: доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от участия в других организациях (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), поступления от продажи основных средств, проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия и пр.;
– операционные расходы.
К операционным расходам относятся:
- расходы, связанные с выбытием основных средств;
- отчисления в резервные фонды;
- проценты, уплачиваемые предприятием;
- расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций;
- расходы по содержанию законсервированных объектов;
- выплата налогов, относимых на финансовый результат и пр.;
К внереализационным доходам относятся:
- штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые предприятию, за нарушение условий договора;
- стоимость основных средств, полученных безвозмездно;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлом году и пр.;
-
– внереализационные расходы.
К внереализационным расходам относятся:
- штрафы, пени, неустойки, выплаченные предприятием за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных предприятием убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью.
Необходимо отметить, что Минфин России приказами от 18.09.2006 № 115н, от 18.09.2006 № 116н и от 22.07.2003 № 67н внес поправки в положения по бухгалтерскому учету, которые коснулись и изменений формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В результате изменений три вида доходов и расходов – операционные, внереализационные и чрезвычайные – объединились в один. Теперь они называются – прочими.
В соответствии с изменениями формула прибыли до налогообложения может быть представлена в виде:

Где
– проценты к получению;
– проценты к уплате;
– доходы от участия в других организациях;
– прочие доходы;
– прочие расходы.

Для выполнения факторного анализа прибыли до налогообложения, данные о составе прочих доходов и расходов можно получить на основе внутренней отчетности предприятия и расшифровок к формам № 1 и № 2.
4. Чистая прибыль
рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль (НП) и других обязательных платежей (ОП). При расчете чистой прибыли учитываются также отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО)
или
.
Для более детального изучения механизма формирования прибыли до налогообложения и чистой прибылью следует ознакомиться с соответствующими статьями налогового кодекса.
На основе данных формы 2 (приложение П 3. 2) представим анализ прибыли в табл. 3.14.
Таблица 3.14
Анализ показателей прибыли, тыс.руб.
| Показатели | Код строки | За отчетный год | За предыдущий год | Отклонение | Темп роста, % | в % к выручке | Отклонение | |||
| Отчетный год | Предыдущий год | |||||||||
| Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||||
| Выручка от продажи продукции | 117,00 | 100,0 | 100,00 | 0,00 | ||||||
| Себестоимость проданной продукции | 115,00 | 80,45 | 81,84 | -1,40 | ||||||
| Валовая прибыль | 126,01 | 19,55 | 18,16 | 1,40 | ||||||
| Коммерческие расходы | 104,49 | 3,80 | 4,25 | -0,45 | ||||||
| Управленческие расходы | 103,41 | 3,68 | 4,17 | -0,48 | ||||||
| Прибыль от продаж | 145,08 | 12,07 | 9,74 | 2,34 | ||||||
| Прочие доходы и расходы | ||||||||||
| Проценты к получению | ||||||||||
| Проценты к уплате | 169,39 | 1,16 | 0,80 | 0,36 | ||||||
| Доходы от участия в других организациях | ||||||||||
| Прочие операционные доходы | 0,33 | 0,00 | 0,33 | |||||||
| Прочие операционные расходы | 128,45 | 3,14 | 2,86 | 0,28 | ||||||
| Внереализационные доходы | –234 | 79,37 | 0,63 | 0,93 | –0,30 | |||||
| Внереализационные расходы | –280 | 85,86 | 1,19 | 1,62 | –0,43 | |||||
| Прибыль до налогообложения | 163,88 | 7,55 | 5,39 | 2,16 | ||||||
| Отложенные налоговые активы | 0,35 | 0,35 | ||||||||
| Отложенные налоговые обязательства | 0,33 | 0,33 | ||||||||
| Текущий налог на прибыль | 180,95 | 2,65 | 1,72 | 0,94 | ||||||
| Штрафы, пени, уплаченные в бюджет | 104,44 | 0,66 | 0,74 | –0,08 | ||||||
| Чистая прибыль (нераспределенная) | 169,48 | 4,26 | 2,94 | 1,32 | ||||||
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о положительной динамике всех показателей прибыли. В целом прибыль от продаж увеличилась на 5375 тыс. руб. или на 45,08 %. Столь значительное увеличение прибыли от продаж вызвано увеличением выручки от продажи продукции на 17%, при этом себестоимость возросла меньшими темпами на 15,0 %. Прибыль до налогообложения формируется главным образом за счет прибыли от продаж.
Превышение операционных и внереализационных расходов над доходами снижает прибыль до налогообложения, что привело к снижению доли прибыли до налогообложения в выручке по сравнению с долей прибыли от продаж. Так, в отчетном году доля прибыли от продаж в выручке составила 12,07 %, а прибыли до налогообложения – 7,55%. В предыдущем году эти цифры составили соответственно – 9,74% и 5,39 %. Операционные расходы предприятия связаны прежде всего с затратами по обслуживанию заемных средств и выплатой налогов, относимых на финансовый результат.
Доля чистой прибыли в выручке возросла с 2,94% до 4,26%. Столь высокие темпы роста показателей прибыли стали возможны благодаря инвестиционной деятельности предприятия. Значительные вложения в основные средства обеспечили отдачу в виде увеличения выручки от реализации продукции, а следовательно, и улучшения финансового результата деятельности.
Для подтверждения данного вывода необходимо сопоставить темпы роста капитала предприятия (Тк), темпы роста выручки (Тв) и темпы роста прибыли (Тп). В соответствии с «золотым правилом экономики предприятия» должно выполняться следующее соотношение:
100% < Тк < Тв < Тп.
Увеличение масштабов деятельности предприятия за счет наращивания активов должно обеспечивать более высокие темпы роста выручки и прибыли при условии эффективного использования ресурсов предприятия.
Для наглядности динамику показателей прибыли можно представить с помощью диаграмм (рис. 3.26 и 3.27).

Рис. 3.26. Динамика показателей прибыли

Рис. 3.27. Формирование прибыли до налогообложения
Факторный анализ прибыли. Рассмотрим влияние факторов на прибыль предприятия на основе использования методики, изложенной в [6]. Будем использовать данные табл. 3.14. На сумму прибыли до налогообложения (
) влияют все показатели-факторы, определяющие ее, а именно: выручка от реализации продукции
, себестоимость реализованной продукции
, коммерческие расходы
, управленческие расходы
, операционные доходы (
), операционные расходы(
), внереализационные доходы (
), внереализационные расходы (
).
Факторную модель можно представить в виде
.
Показатели предыдущего года будем обозначать с индексом 0, а отчетного – с индексом 1. Прибыль до налогообложения в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилась на 4216 тыс. руб. Необходимо выявить степень влияния вышеприведенных факторов.
1. Рассмотрим влияние фактора «Выручка от продаж»
Выручка от реализации продукции в свою очередь зависит от двух факторов: цены продукции и количества реализованной продукции. Для определения влияния фактора «Цена продукции» необходимо знать рост цен на продукцию в отчетном году по сравнению с предыдущим. Эта информация может быть получена непосредственно на предприятии или из статистических данных. Предположим, что цены на продукцию предприятия в среднем возросли в отчетном году на 8 % или индекс роста цен составил 1,08. Рассчитаем выручку от реализации в отчетном году в сопоставимых ценах (т.е. в ценах предыдущего года) – 
тыс. руб.,
где
выручка от реализации продукции в отчетном году.
Следовательно, в отчетном году по сравнению с предыдущим выручка от реализации продукции увеличилась за счет роста цен (Δ
) на
Δ
тыс. руб.
В отчетном году по сравнению с предыдущим выручка от реализации продукции увеличилась за счет количества реализованной продукции (Δ
) на:
Δ
тыс. руб.,
где
выручка от реализации продукции в предыдущем году.
Таким образом, на увеличение выручки положительное влияние оказали оба фактора. Увеличение цен на продукцию привело к увеличению выручки на 10611,78 тыс. руб., а увеличение количества продукции – на 10203,22 тыс. руб. Общее изменение выручки составило 20816 тыс. руб. Наибольшее влияние оказал фактор «цена продукции», доля в общем изменении выручки составила 51 %. Доля фактора «количество реализованной продукции», соответственно, – 49 %. И цена продукции, и количество реализованной продукции повлияли на изменение прибыли от продаж, а следовательно, и на изменение прибыли до налогообложения.