Эволюционная теория

Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории, которая выступает как альтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития, но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи. Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом, а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду. Первым звеном становления человека стало прямохождение. Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию. Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена – мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной, деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности. Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке. Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Язык человека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: