Афиша и вывеска в 19 – начале 20 в

Подписные, театральные и балаганные афиши

В основе дальнейшего развития этих жанров, бытовавших в России уже длительное время, было движение от самодеятельности к профессионализму. Оно становится отчетливо заметным ко второй половине 19 в. Одна из первых профессионально исполненных афиш – литография по рисунку художника В. Тима, приглашавшая подписываться на журнал «Листок для светских людей». Афиша появилась на петербургских улицах в 1844 г. На ней изображена группа людей, стремящихся приобрести рекламируемое издание. Среди них различимы портретные наброски приметных особ того времени: артиста В. Каратыгина, журналистов и литераторов Я. Грота, Ф. Булгарина и др. Сопровождавший изображение текст сообщал об условиях подписки. Большое изображение, его цветной колорит определяют тяготение профессиональной настенной рекламы к плакатной форме. Однако это только появившаяся тенденция образования нового жанра, т.к. рисунок здесь по-прежнему вторичен по отношению к вербальной части сообщения.

Наряду с художественно оформленными настенными рекламами (но еще не плакатного жанра) через весь 19 в., переходя в 20 в., бытуют строгие театральные шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе спектаклей и скрупулезным перечислением действующих лиц и их исполнителей. Основным производителем таких афиш были типография Императорских театров в Санкт-Петербурге и Университетская типография в Москве.

Изданные типографиями афиши в 19 в. распространялись преимущественно по подписке. И стоили для той поры немало – по десять рублей на год для каждого подписчика. Дело оказалось прибыльным, и за право на театрально-афишную монополию между издателями развернулась нешуточная конкуренция.

Однако с публикациями в строгой профессиональной манере продолжали соседствовать вариации лубочных приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов.

В Самаре в 70-е годы 19 в., подальше от всевидящего ока властей появляется афиша:

Только на несколько дней, проездом, прибыло чудо девятнадцатого века, главный вождь африканского племени с островов Тумбо-Юмбо, пойманный совершенно недавно в дебрях Африки; дикий туземец, по желанию уважаемой публики, будет жрать в ее присутствии живых голубей, а потом съедать живого человека.

Народ валом валил на столь многообещающее представление, поедание живых голубей имитировалось, а когда время подходило к самой интригующей части программы, конферансье обращался к залу с вопросом, есть ли желающие быть съеденными. Желающих, естественно, не находилось и представление заканчивалось ко всеобщему удовольствию. Известие о рекламном розыгрыше не сократило числа любопытствующих.

Стилистика афиш профессионального цирка располагалась посередине: между строгим обликом театральных объявлений и импровизациями балаганного творчества. Такова, например, афиша к бенефису клоуна Анатолия Дурова, намеченного на 8 апреля 1895 г. Цветной рисунок петуха со шпагой сопровождают стихи:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: