Эволюция лубочного творчества в 19 в

Первые два десятилетия 19 в. ведущие европейские государства в экономическом отношении развивались инерционно, это определяло не слишком бурное наращивание новаций в рекламной процессе. Для России такое положение также было характерно.

Первое место по совокупности коммерческого товарооборота продолжали занимать ярмарки. В 1817 г. наиболее популярная приволжская Макарьевская ярмарка была переведена в Н. Новгород – ближе к мануфактурно-промышленным центрам. В условиях ярмарок продолжает процветать фольклорная устная реклама.

В дополнение к ярмаркам еще более широкого размаха в первой половине 19 в. достигает коробейничество, развозная торговля, обеспечивавшая хороший сбыт при минимальных рекламных усилиях, как всегда это бывает, если отсутствует выбор товаров, услуг, предметов первой необходимости. Устное слово в этих условиях лидирует среди иных знаковых средств оповещения до конца столетия.

Огромной популярностью продолжает пользоваться лубок. Принципы его производства и распространения эволюционируют, втягивая в набор типовых сюжетов военно-патриотическую тематику, особенно в связи с событиями Отечественной войны 1812 г., и политическую карикатуру. Постепенно ксилографическая резьба на деревянных досках сменяется резьбой и травлением по меди. Начиная с 60-х годов 19 в., российский лубок переходит на литографию.

Ужесточение цензурных правил после подавления восстания декабристов (1825) распространилось и на лубочное производство. Цензурные законы 1826 г. и 1839 г. стали непреложны для народной картинки с 1851 г. И это значительно усложнило оперативную реакцию «простовиков» на события, а также и на исполнение заказов рекламного характера. Можно говорить о дальнейшем широком производстве религиозных, нравственно-дидактических и просветительских сюжетов, направлений, сходных с современной социальной рекламой: обличении пьянства, безумного расточительства, плутовства. А известной ныне лубочной продукции 19 в. образцов коммерческой рекламы не сохранилось, что свидетельствует о недостаточно интенсивной распространении подобной тематики.

Комплекс новых законов, сопровождавших Крестьянскую реформу 1861 г., привел к сокращению торговли лубочными листками по деревням: офени почувствовали усиление налогового бремени, которое раньше было для них льготным. Главными пунктами распространения лубков в глубинке стали ярмарки, обеспечивавшие львиную долю всего коммерческого кругооборота в России в 19 в.

Изменение технологии и условий распространения народных картинок не повлияло на степень их популярности. Напротив, их фольклорно-кустарное производство во второй половине 19 в. становится все более профессиональным. Создаются крупные мастерские: семейства Ахметьевых в Москве, И.А. Голышева в Мстере и др. Здесь печатание лубков поставлено «на поток», и лубок, постепенно теряя черты незамутненной фольклорной естественности (простодушия, наивности), переходит в разряд городской массовой культуры.

Заметной частью этой лубочной продукции стали сюжеты, посвященные эпизодам из жизни царствующей императорской фамилии, изображения, связанные с утверждением в духовном сане ведущих церковных иерархов и с многолюдными процессиями по случаю их погребения. Еще одно свидетельство глубинных сдвигов в мироощущении авторов народных картинок – по преимуществу сказочный, мифологический контекст изображений сменяется реалистическим бытовизмом.

«Простовики» второй половины века отличаются возрастающими размерами вербального текста. Нередко это литературные произведения, ставшие популярными песнями. Причем далеко не всегда текст и изображение сопряжены друг с другом достаточно органично. Об утрате фольклорного, как правило, анонимного характера творчества свидетельствует и появление авторских подписей на листках (фамилии или адрес владельца мастерской, предпринимателя, ответственного перед цензурой.

Прежде чем полностью уйти с авансцены народной русской культуры в начале 20 в., этот вид творчества дал импульсы формированию жанра многоцветного плаката в России и долго еще продолжал напоминать о себе в стилистике ярмарочных афиш и вывесках заведений, отдаленных от столичных центров.

На исходе первого десятилетия 20 в. лубочный стиль стал одной из творческих координат профессиональных художников-примитивистов, одним из направлений многолетних эстетических исканий художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Таковым стало и обращение к лубку художника Казимира Малевича и поэта Владимира Маяковского в обстановке Первой мировой войны. Их рекламно-пропагандистские цветные «народные картинки» с рифмованными подписями частушечного типа пользовались популярностью на фронте и в тылу. Этот опыт сопряжения с лубочной стилизацией Маяковский еще раз остроумно использовал в знаменитых Окнах РОСТА периода Гражданской войны 1918-1920 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: