Возьму с таким я войском в плен


Городские изобразительные и шрифтовые вывески

На рубеже 20 в. балаган, раек и составляющий их неотъемлемую часть лубок оттесняются на периферию русской культуры. В первой половине 1910-х годов их стремятся возродить, сделать органичной частью своего творчества художники-примитивисты из группы «Бубновый валет» М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Машков.

Во второй половине 19 в. формируется значительный слой профессионалов в области вывесок. С этим процессом соприкоснулся и сам Петров-Водкин, И. Машков также имел опыт писания вывесок. К концу 19 в. в России шрифтовые вывески значительно оттесняют лубочные. Они занимают центральное место, располагаясь ярусами по нескольким этажам и нередко забираясь на крышу. В межоконных пространствах, однако, по-прежнему располагались пейзажи, связанные с выпасом скота, например, или этюды, повествующие о кондитерской продукции, однако исполненные уже не в лубочной, а в спокойной реалистичной или новомодной экспрессивной модернистской манере.

О мастерстве создания вывесок повествуют учебные пособия. Одно из них – «Живописец вывесок. Практическое руководство по написанию вывесок на стенах, полотне, деревянных щитах, железе и других материалах». Здесь опытный мастеровой подробно разбирал приемы создания вывесок: их золочения, серебрения, бронзирования. В пособии рассматривается уместность использования и сочетания различных цветов в зависимости от общего колорита, окружающей среды, деревьев, тени и прочего. В кругах художественной интеллигенции многие стали рассматривать вывеску как часть народного искусства.

В 1913 г. состоялась выставка группы «Бубновый валет», где один из залов был отведен творчеству вывесочников. Однако при всей популярность фольклорных ответвлений вывесочного жанра, эпоха заканчивалась. На рубеже веков определяющую роль играли шрифтовые вывески, рассчитанные на грамотных людей. Долгое время позолоченными или бронзированными металлическими буквами или гигантским шрифтом на деревянно-фанерных основаниях обозначались не предметы продажи, а фамилии предпринимателей. Вместе с подобного рода вывеской в российский опыт входили на новом историческом витке понятия торговой марки и фирменного знака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: