Правовая система: понятие, структура. Подходы к классификации правовых систем

В современном мире насчитывается более двухсот национальных правовых систем, каждое государство имеет свое собственное нормативное регулирование, источники права, правосознание, правовую культуру и правовые традиции, характеризуется особенностями правоприменительной деятельности. Многообразие правовых систем, развитие международных связей и сотрудничества между государствами, появление новых суверенных государств и формирование в них собственных правовых систем, унификация права определяют необходимость развития и расширения сравнительно-правовых исследований.

«Сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте, дело такое же давнее, как и сама правовая наука».[125] Это высказывание известного французского ученого Рене Давида подтверждается историческими фактами. Так, например, Аристотель, создавая свой известный труд «Политика», изучил конституции 153 варварских и греческих государств; в основу «Законов» Платона легло сравнительно-правовое исследование греческих полисов, на базе которого он предложил конструкцию идеального государства; а Законы XII таблиц, известнейший источник римского права, в своей основе имели греческие корни (известно, что многие таблицы имеют сходство с древнегреческими законами, например, с законами Солона, а, кроме того, бытует легенда о том, что до составления Законов XII таблиц коллегия децемвиров посетила Грецию для ознакомления с существующими там законами).

Ярким примером развития и применения идей сравнительного правоведения является и рецепция Римского права, оказавшая значительное влияние на процесс формирования правовых систем во многих государствах мира.

Нельзя забывать при этом и многочисленные научные исследования, сыгравшие значительную роль в формировании сравнительного правоведения (например, труд Ш.-Л. Монтескье «О духе законов» основанный на сравнении различных правовых систем, работа Ф. Бэкона «О достоинстве и приращении наук», указывающая на необходимость использования сравнительно-правовых методов для познания права, проект Лейбница - «Сфера применения права», содержащий сравнительную характеристику права отдельных стран мира и др.).[126]

Несмотря на то, что сравнительно-правовые методы исследования применялись учеными с древних времен, сравнительное правоведение как научное направление возникло значительно позже. В этом контексте дата рождения сравнительного правоведения переносится на конец XIX в. «Лишь в XIX веке вследствие национальных кодификаций идея «всеобщего права» сошла со сцены и как результат этой «культурной революции» появилась возможность, а затем и необходимость сравнивать законодательство различных европейских стран. И наука права в целом, и университетское преподавание основывалось на национальных законодательных системах. Развитие сравнительного права было логическим следствием придания праву национального характера и соответственно изменения концепции права».[127]

В 1869 г. во Франции появилось Общество сравнительного законодательства, а в 1900 г.в Париже был проведен 1-й Международный конгресс по сравнительному праву, на повестке дня которого стояли вопросы о том, является ли сравнительное право самостоятельной отраслью науки, каковы предмет, метод и сфера применения сравнительного права, какие правовые системы возможно и целесообразно сравнивать между собой и др.

В России сравнительное правоведение также прошло долгий путь развития. В конце XIX - начале XX вв. стране проводились разнообразные правовые исследования, основанные на использовании сравнительно-правового метода. Значительный вклад в развитие отечественного сравнительного правоведения внесли Н.М. Коркунов, П.Г. Виноградов, Ф.Н. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Муромцев, Ф.Ф. Кокошкин и многие другие.

После Октябрьской революции 1917 г. сравнительное правоведение в нашей стране получило идеологическую и политическую окраску, многие западные идеи подвергались критике, особое внимание уделялось советскому праву. Вместе с тем, следует отметить, что и в этот период было издано значительное количество работ, посвященных различным вопросам сравнительного правоведения. Например, «Сравнительное семейное право» А.Г. Гойхбарга, «Основные проблемы гражданского права» И.А. Покровского, «Единство процесса» В.А. Рязановского, труды П.И. Стучки, М.М. Агаркова и др.

Новое развитие сравнительное правоведение в нашей стране получило в 60-е годы ХХ столетия. Этот период, как отмечает А.Х Саидов, характеризуется «прежде всего, расширением диапазона исследований, усилением внимания к собственно методологическим проблемам, определяющим «лицо» сравнительного правоведения в современном понимании».[128] Исследованием проблем советского сравнительного правоведения в этот период занимались В.А. Туманов, С.Л. Зивс, А.А. Тилле, Г.В. Швеков, В.М. Сырых и другие ученые. На сегодняшний день в данной области можно выделить работы М.Н. Марченко «Сравнительное правоведение», Ф.М. Решетникова «Правовые системы стран мира», Ю.А. Тихомирова «Курс сравнительного правоведения».

Главным объектом сравнительного правоведения выступает правовая система или, точнее, национальная правовая система.

Правовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, она охватывает все наличное бытие права. Правовая система отражает закономерности развития общества и государства, его исторические, национальные, религиозные и культурные особенности. Можно говорить о том, что правовая система – это совокупность всех правовых явлений и процессов, существующих в стране.

Правовая система – это сложное и многогранное, постоянно развивающееся явление, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов и процессов. Это – право и правотворчество, юридические нормы и принципы, юридическая техника, правоприменение и иная юридическая практика, правовая идеология, правовые отношения, правовые учреждения и т.п.

Совокупность правовых систем отдельных стран мира, обладающих сходными признаками и чертами, характеризуются понятием правовая семья (например, романо-германская правовая семья включает в себя правовые системы стран континентальной Европы). Правовая семья – это «более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки».[129]

В отечественной и зарубежной науке отсутствует единое мнение о том, на основе какого признака или признаков должно проводиться объединение правовых систем в правовые семьи. В настоящее время существует множество классификаций правовых систем, в основу которых положены разнообразные критерии – общность источников права, единство терминологии, правовые традиции, правовая идеология, правовая культура, правовые принципы, общность возникновения и дальнейшего развития и др.

Остановимся подробнее на основных видах классификации правовых систем.

Французский компаративист Р. Давид предложил классификацию, в основе которой лежат два критерия: первый - идеология, которая включает в себя религиозные, философские, экономические, социальные и политические факторы; второй – юридическая техника, которая опирается на источники права. С учетом этих критериев Р. Давид выделял три основные правовые семьи – романо-германскую, общего права и социалистическую.

Вместе с тем, отмечал он, «рассмотренные правовые семьи (в каждой из них немало подвидов) являются, несомненно, основными в современном мире», но «правовая карта современного мира, если она хочет быть реалистичной» не может обойти вниманием и «незападные страны», это «страны мусульманского, индейского и иудейского права», а также «страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара».[130]

Немецкий ученый К. Цвайгерт классификацию существующих правовых систем проводит на основе такого критерия, как «правовой стиль».

Факторами, которые определяют стиль в рамках теории правовых семей, являются: «1) Историческое происхождение и развитие правовой системы; 2) господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика; 3) выделяющиеся своим своеобразием правовые институты; 4) правовые источники и методы их толкования; 5) идеологические факторы».[131] На основе этого автор выделял восемь правовых кругов (семей): романский, германский, скандинавский, общего права, дальневосточный, социалистический, право ислама и индусское право.

Американские ученые Дж. Мэрримен и М. Кларк в современном мире
выделили следующие правовые семьи – цивильное право, общее право, социалистическое право, а также группу, включающую все остальные правовые системы (исламское, индусское, иудейское, корейское, японское право и обычное право Африки).[132] В основе данной классификации авторы придерживались такого критерия, как правовые традиции.

Профессор Ю.А. Тихомиров выделяет континентальную (романо-германскую) правовую систему, систему общего права, социалистическое право, правовые системы религиозно-нравственной ориентации, систему североевропейского права, латиноамериканское право и «кочующее» право.[133]

Профессор Кр. Осакве, директор Центра сравнительного права при Университете г.Тулейна (США), предложил классификацию правовых систем по разным основаниям на трех уровнях.[134]

На первом уровне, макроклассификации, в соответствиии с религиозным критерием, выделяются религиозные и нерелигиозные правовые системы. К религиозным относятся: мусульманское (исламское) право, еврейское (иудейское) право, каноническое право католической церкви и индусское право.

На втором уровне, макроклассификации, на основании критерия правопонимания и роли права в обществе, нерелигиозные правовые системы делятся на две основные правовые традиции – западную и незападную. Правовая традиция, по мнению Кр. Осакве, - это «совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей их исторически обусловленных отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также организации и функционированию правовой системы».[135] Исходя из этого, западная правовая традиция включает в себя романо-германскую, англо-американскую и скандинавскую (североевропейскую) правовые семьи. Между романо-германским и англо-американским правом находится смешанное право, включающее в себя элементы двух вышеуказанных и являющееся самостоятельной правовой семьей.

Более узкая (на микроуровне) классификация правовых систем, относящихся к западной правовой традиции, основывается на четырех критериях: методологии права, инфраструктуре права, структуре процессуального права и правовой идеологии.

К незападной правовой традиции относятся: юго-восточное азиатское право и африканское обычное право.

Социалистическое право является самостоятельной правовой семьей и относится к категории квазизападного права.

Завершая рассмотрение вопроса о классификации правовых систем, можно сделать вывод о том, что современная правовая карта мира включает в себя значительное число правовых систем, характеризующихся специфическими признаками и своеобразием институтов.

Далее будут рассмотрены правовые системы, наиболее распространенные в современном мире – это романо-германская правовая система, англосаксонская правовая система, мусульманская правовая система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: