Мусульманское право (правовая система)

Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством[158], зародилось и получило свое развитие в VII – X веках в Арабском халифате. В своей основе эта правовая система имеет религию ислама и характеризуется своеобразием правовых положений и источников права. К странам мусульманского права относятся Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия и др., но следует сделать оговорку: на сегодняшний день во многих мусульманских странах (например, Египте, Сирии, Турции и др.) наряду с мусульманским правом действует и светское право. Такой дуализм в правовой системе связан с тем, что, начиная со второй половины XIX века, мусульманское право подверглось воздействию европейского, и восприняло от него многие правовые институты, что привело к ограничению сферы действия непосредственно мусульманского права. Так, например, в Египте в 1876 год начал действовать Гражданский кодекс, принятый по французскому образцу, в Тунисе, Иране, Алжире и др. были приняты конституции и законы. Но, несмотря на эти изменения, мусульманское право остается реально действующим. Оно является одной из основных правовых систем современного мира, а, кроме того, как отмечает М.Н. Марченко, «некоторые западные авторы предрекают, что развитие современных правовых систем будет непременно включать не только рецепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновременно исламизацию»[159].

Характеризуя мусульманское право, прежде всего, хотелось бы выделить его специфические черты и особенности.

Во-первых, это религиозный характер права. «Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда»[160]. Эти предписания даны обществу и государству, они неизменны, и их нужно строго соблюдать. Религия ислама содержит теологию (от гр. theos – бог и logos – учение) – систему религиозных доктрин, вероучений о сущности Бога, об истинности религиозных предписаний; и шариат (в букв. понимании – «надлежащий путь» или «путь следования»), содержащий религиозные и правовые нормы. Шариат предписывает правила поведения верующих и является, по сути, мусульманским правом. При этом, если одна из сторон в регулируемых отношениях не является мусульманином, то мусульманское право не действует, уступая место светскому праву.

Во-вторых, источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека. Объем обязанностей определен четкими границами (Бог возлагает на каждого человека то, что он может нести)[161], но и права человека не остаются без должного закрепления. Неуважение к правам влечет ответственность, налагаемую мусульманским судьей.

В-третьих, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет божественное происхождение. Коран является главным источником мусульманского права, это неоспоримый факт, но, вместе с тем, его положений было недостаточно для регулирования всех отношений, возникающих между мусульманами, а, кроме того, возникали ситуации, о которых в Коране не упоминалось. Поэтому большинство норм мусульманского права было создано учеными-богословами и юристами в процессе иджтихада. Иджтихад (в переводе с араб. – «усердие») – представляет, по сути, право мусульманских правоведов толковать Коран и Сунну и решать спорные вопросы, не урегулированные этими источниками. «Это был метод, в котором нуждались компетентные лица (фукаха), поставившие разум на службу религии. Они создали концепцию иджтихада, что привело к созданию теории о соотношении откровения (Коран – Сунна) и человеческого разума»[162]. Применяя иджтихад, мусульманские правоведы, не создавали нового правила, а получали его из многозначных предписаний или общих принципов шариата. На выработанные положения судьи ссылались при рассмотрении дел. К Х веку мусульманское право было сформировано и «двери иджтихада» были закрыты, т.е. дальнейшее развитие мусульманского права прекратилось, а применению подлежали уже сложившиеся предписания.

В-четвертых, казуальный характер норм мусульманского права, их архаичность. Так, мусульманское право, сложившееся в VII – X вв. и ставшее одной из самых крупных правовых систем мира, и на сегодняшний день в своих основных положениях не претерпело изменений. «Стремление открыть сегодня «дверь обновления» характерно для рационально мыслящих представителей мусульманского мира… Однако не так-то просто убедить в этом неподготовленную массу мусульман»[163]. Поэтому, если и допускаются какие-либо изменения в мусульманском праве, то незначительные.

В-пятых, мусульманское право, основанное на оригинальных источниках, не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право.

Основным источником мусульманского права является Коран. Это священная книга мусульман, содержащая проповеди пророка Мухаммеда, основанные на откровениях Аллаха и произнесенные им в Мекке и Медине. Коран содержит религиозно-нравственные и правовые предписания по различным вопросам. Правовые положения Корана включают в себя строфы, посвященные личному статусу, вопросам гражданского и уголовного права, судебной процедуре, конституционному и международному праву, экономике и финансам.

Вторым по важности источником мусульманского права является Сунна – сборник преданий, содержащий рассказы (хадисы) о жизни и поведении пророка Мухаммеда, его высказывания, собранные и воспроизведенные последователями. Сунна сложилась в VII – IX вв. и, также как и Коран, содержит не только правовые положения, но и значительную часть нравственно-религиозных предписаний.

Третьим источником мусульманского права является Иджма – это основанное на Коране и Сунне и созданное мусульманскими правоведами и богословами общее решение (заключение) об обязанностях правоверных. Иджма является источником для рассмотрения и разрешения правовых вопросов. Судья (кади) не может сам толковать положения Корана или Сунны, а основывает свое решение на книгах, содержащих решения авторитетных исламских правоведов (иджму). Поэтому можно говорить о том, что иджма является практическим источником мусульманского права.

Четвертым источником мусульманского права является Кияс – суждение по аналогии, предписывающее применение Корана, Сунны и Иджмы к новым сходным случаям. При этом, применение Кияса не ведет к созданию новой нормы, а направлено на разрешение частного случая. «Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права»[164].

Обычай не входит в систему источников мусульманского права, но в то же время и не отвергается мусульманским сообществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: