Определение темы, проблемы, цели и актуальности исследования

Если вообще можно говорить о каком-то начале науки или познания, то познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания - но и без знания нет проблемы..."

Карл Поппер.

Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Не менее важными факторами выбора темы является возможности ее реализации. Так, исследователь, желающий изучать особенности женщин, достигших успеха в литературном творчестве, может столкнуться с проблемой поиска испытуемых, дающих согласие на участие в исследовании. В таком случае, замысел и идеи исследования так и не будут реализованы. Реалистичность замысла будет определяться наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв.

Выбрать тему выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:

- Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными на кафедре научными разработками.

- Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения.

- Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.

Существенную роль в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами – практиками и преподавателями, в процессе которых можно выявить важные вопросы.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

- необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- потребностью в новых данных;

- потребностью в новых методах;

- потребностью практики.

Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. От формулировки научной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными. Наиболее типичны следующие цели (приводится по Л.В. Куликову, Л.А. Регуш):

- Изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению или феномену);

- Изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление выявленных психических характеристик у данных конкретных лиц с известными типологиями;

- Изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

- Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики;

- Выявление взаимосвязи психических явлений, определение структурной организации изучаемого психического феномена;

- Изучение динамики психического явления в фило- и онтогенезе;

- Создание новой методики или методического комплекса для решения заявленной проблемы;

- Адаптация методик, в том числе приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;

- Разработка психокоррекционных и тренинговых программ, с приведением результатов их апробации.

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.

Задачи исследования.

Постановка задач исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи исследования конкретизируют его цель таким образом, что каждая задача планируется и описывается настолько четко и ясно, чтобы можно было определить конкретные методы и приемы ее реализации. В работе может быть поставлено несколько задач. Обычно в выпускном квалификационном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Не следует ставить формальные задачи, соответствующие этапам исследования (например, проанализировать литературу, подобрать методики, провести исследование, обработать данные исследования и т.д.) Такого рода задачи являются общими технологическими этапами исследования и не отражают содержание исследуемой проблематики.

Требования к вербальному формулированию задач исследования:

- задачи следует начинать с глаголов в неопределенной форме и в повелительном наклонении (проанализировать, раскрыть, определить, описать и т.д.);

- задачи должны соответствовать поставленной цели исследования, не противореча ей и не выходя за ее пределы;

- в задачах должен быть конкретизирован требуемый конечный результат;

- задачи должны быть настолько конкретными, ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи исследования делятся на задачи процедурного характера, касающиеся, например, проведения наблюдения или проведения эксперимента и т.д., проведения сравнения одного явления с другим.

Предмет исследования.

После определения цели перед исследователем встает вопрос: что нужно фиксировать, какие аспекты психической деятельности необходимо выявить при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо понимать какое психическое явление составляет предмет исследования, какими проявлениями, свойствами и закономерностями протекания оно характеризуется. Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий.

Характеристики предмета измеряются, определяются, квалифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества человека, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Объект исследования.

Объектом психологического исследования может быть человек, группа людей, общность людей, а также животные и сообщество животных. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие социально-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, национальность и профессия.

Например, целью исследования может быть установление особенностей отношения к деньгам у младших школьников. Предмет исследования – отношение к деньгам у младших школьников. Соответственно объектом исследования будут носители этих особенностей - младшие школьники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: