Реформа политической системы

Общественно-политическая ситуация в стране в 1992 году. Августовские события 1991 г., распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. В стране ширилось забастовочное движение. Численность участников забастовок и политических манифестаций в 1992 г. превысила аналогичные показатели периода первой российской революции 1905-1907 годов.

Августовский кризис 1991 г. вызвал перегруппировку политических сил в стране. Воспользовавшись тем, что часть руководства КПСС поддержала действия ГКЧП, президент Ельцин запретил деятельность Компартии РСФСР на территории России, а затем объявил о национализации ее имущества и денежных средств. В 1992 г. состоялся "процесс по делу КПСС" в Конституционном суде.

Однако левые политические силы лишь на время оказались дезорганизованы. Уже с конца 1991 г. стали возникать новые партии коммунистического направления: Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. Союз коммунистов, Российская коммунистическая рабочая партия. В феврале 1993 г. прошел II (объединительно-восстановительный) съезд Коммунистической партии Российской Федерации, лидером которой стал Г. А. Зюганов. Эта партия сразу стала самой многочисленной из всех политических сил страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составляла лишь 1% от прежнего состава КПСС. По мере осложнения экономической ситуации КПРФ приобретала все новых и новых сторонников. Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. человек.

Партии и движения либерального направления, наоборот, вступили в полосу кризиса. Он был вызван отсутствием единой мощной либеральной партии, а также целостной программы преобразований в стране.

Несколько укрепили свои позиции после распада СССР представители партий и движений национально-патриотической направленности. Среди них наиболее серьезные позиции занимала ЛДПР В. В. Жириновского.

Однако все политические партии России попрежнему не имели реальной власти и не могли оказывать серьезного влияния на политику правительства. В повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической системы.

Разработка новой конституции. Октябрьский политический кризис 1993 года. Постепенно центром, объединившим политиков, недовольных ходом реформ, стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смягчение социальных последствий преобразований и ограничение полномочий президента и правительства. Назревал конфликт между системой Советов и президентской властью.

Подходы к содержанию новой конституции у президентской администрации и у Верховного Совета были разными: и та и другая стороны стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ельцина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета - парламентской республики. В принципиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

В споре друг с другом обе стороны стремились опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии президенту. Каждый избиратель получил бюллетень с вопросами: "1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом и правительством с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента? 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов?"

Почти 60% голосовавших выразили доверие президенту. Однако лишь чуть больше половины участников референдума поддержали его политику. Тем не менее, итоги референдума означали победу Ельцина. Используя ее, он ускорил разработку своего варианта конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта и завело в тупик ситуацию вокруг новой конституции. Открытое столкновение двух ветвей власти становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, назначил на декабрь выборы в новые органы государственной власти и референдум о новой конституции страны.

Президентский указ осудило не только руководство Верховного Совета, но и большинство членов Конституционного суда, объявивших действия президента неконституционными. Было принято решение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А. В. Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр "Останкино". Появились первые жертвы как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено чрезвычайное положение. Однако военное руководство проявило колебания и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Лишь утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета, вызвавший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а депутаты распущенного Верховного Совета - противники президента - арестованы.

Конституция России 1993 года. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их результаты оказались во многом неожиданными: первое место по партийным спискам оказалось у Либерально-демократической партии России, получившей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосовали за "Выбор России" Е. Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной думы 96 мест оказалось у "Выбора России", 70 - у ЛДПР, 65 - у КПРФ.

За принятие конституции России высказались 58,4% голосовавших. Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей.

Главой государства с широкими полномочиями был провозглашен президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом конституции.

Исполнительная власть была представлена правительством. Оно наделялось большими полномочиями в осуществлении экономической политики, а также обеспечении обороны и государственной безопасности страны, проведении внешней политики.

Законодательные функции были закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Определялся порядок принятия законов: их проекты обсуждались в Думе, затем их утверждал Совет Федерации, после чего должен был подписать президент. В случае, если глава государства отказывался подписать закон, Дума двумя третями голосов могла преодолеть его вето и ввести закон в действие.

Третьей ветвью власти становилась судебная система. Высшими ее органами являются Конституционный суд (следящий за соответствием конституции принимаемых законов и указов), Верховный суд (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший арбитражный суд (по экономическим спорам).

В конституции были закреплены основные политические и гражданские права и свободы.

Политическая жизнь России во второй половине 1990-х годов. В 1994 - 1996 гг. проходило становление новой политической системы страны. Налаживалось взаимодействие между ветвями власти. В декабре 1995 г. прошли новые выборы в Государственную думу. После их проведения началась предвыборная кампания по выборам президента России. Эти выборы стали крупнейшим политическим событием, так как именно президенту, согласно конституции, принадлежит реальная власть в стране.

В выборах участвовали 11 кандидатов, в том числе действующий президент Б. Н. Ельцин, бывший Президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, а также предприниматели и общественные деятели. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получили Ельцин (35,3%) и Зюганов (32%). Они и вышли во второй тур. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин (55%), а Зюганов набрал 40,7% голосов.

Весной 1998 г. был отправлен в отставку премьер-министр Черномырдин. Вместо него главой правительства стал министр топлива и энергетики С. В. Кириенко. Однако после финансового кризиса 17 августа он также был отправлен в отставку. Новым главой кабинета стал министр иностранных дел Е. М. Примаков. Быстрый рост его авторитета в глазах политиков и населения не мог понравиться президенту. В мае 1999 г. он был заменен на своем посту министром внутренних дел С. В. Степашиным. Однако и тот продержался неполных три месяца. Новым главой правительства стал председатель Федеральной службы безопасности (ФСБ) В. В. Путин. Кроме того, президент объявил о том, что будет выдвигать кандидатуру Путина на пост президента летом 2000 года.

В декабре 1999 г. прошли выборы в Государственную думу. По их итогам на первом месте оказались коммунисты, второе место заняли представители проправительственного блока "Единство" (лидер С. К. Шойгу), на третьем месте оказался блок "Отечество - вся Россия" (Е. М. Примаков; мэр Москвы Ю. М. Лужков; губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев), далее следовали "Союз правых сил" (С. В. Кириенко), "Блок Жириновского" и "Яблоко" (Г. А. Явлинский). Особенностью нового состава Думы стало то, что ни одна политическая партия или блок не имеют в ней большинства, необходимого для принятия решений. В то же время влияние президента на Думу значительно выросло через представительство блоков "Единство", "Союз правых сил" и Жириновского. В результате Госдума уже не является таким противовесом президентской власти, как это было раньше.

Итоги политического развития России в 90-х годах. Главным событием в политической жизни России 90-х гг. стал демонтаж системы власти Советов. Вместо полновластия Советов в основу государственного устройства была положена идея разделения властей, что закрепила Конституция РФ. Это произошло впервые в тысячелетней истории России.

Государственные и местные органы власти впервые стали избираться путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Одним из ярких проявлений новой России стала многопартийность. В стране было зарегистрировано более 150 политических партий и общественно-политических движений.

Однако все это вовсе не означало формирования подлинно демократического государства. Установившийся в стране политический строй можно охарактеризовать как элитарную (автократическую) демократию, при которой демократические институты используются лишь для выдвижения и закрепления у власти новой элиты.

При всех недостатках советской системы ее отличало привлечение к соуправлению (хотя во многом и формальному) делами общества миллионов граждан. Теперь этот принцип был опрокинут.

Последним из крупных политических событий 90-х гг. стала отставка Б. Н. Ельцина с поста президента России, о которой он объявил 31 декабря 1999 года. Исполняющим обязанности главы государства был назначен председатель правительства В. В. Путин.

Новые президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года. Уже в первом туре победу одержал В. В. Путин, набравший около 53% голосов избирателей, пришедших на выборы. 7 мая он вступил в должность. Перед Россией открылись новые перспективы.

44 Политические партии и общественные движения в России на современном этапе. Конец однополярного мира Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В.Сталина.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Советская внешняя политика в 1930-е гг.

Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Причины и цена победы.

Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае. Корейская война 1950–1953 гг.

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Реформаторские поиски в советском руководстве. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС.

Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.

Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри - и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

45 Украинский кризис 2013г.

Политический кризис на Украине (2013—2014) — политический кризис, спровоцированный в ноябре 2013 года решением украинского правительства приостановить процесс подписанияСоглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центреКиева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан» по аналогии с событиями 2004 г.

После Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» (28—29 ноября), разгона палаточного городка оппозиции и принятия 16 января 2014 года Верховной Радой законов, предусматривавших ужесточение санкций за участие в массовых беспорядках[1], протестная акция приняла резко антипрезидентский и антиправительственный характер. В качестве основных причин такого развития событий называют социальную несправедливость, огромную поляризацию доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции, пронизывающей исполнительную и судебную власть, правоохранительные органы[2].

30 ноября 2013 года для защиты Евромайдана началось формирование отрядов самообороны[3]. Уже к середине декабря в них записалось более 5 тысяч человек[4]. Разнородные националистические группировки (УНА-УНСО, «Тризуб», «Патриот Украины» и другие) составили праворадикальное экстремистское объединение «Правый сектор», рассматривавшее Евромайдан лишь как удобный повод для начала «национальной революции», которая, по словам лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, должна была завершиться «полным устранением режима внутренней оккупации и получением украинского национального государства с системой всеохватывающего национального народовластия»[5]. Лидеры трёх оппозиционных парламентских партий (ВО «Батькивщина», УДАР, ВО «Свобода») заявили о формировании «Штаба национального сопротивления»[6].

19 января 2014 года в Киеве после очередного «народного вече», созванного лидерами парламентской оппозиции, начались столкновения радикально настроенных манифестантов с отрядами милиции. Оппозиция потребовала отставки правительства и продолжения евроинтеграции. В последующие дни оппозиционно настроенные манифестанты в регионах Украины перешли к захватам зданий областных государственных администраций. На западе Украины эти действия имели успех, тогда как в регионах центральной Украины эти попытки были пресечены правоохранительными органами.

В результате силового противостояния в центре Киева, начавшихся захватов административных зданий и органов власти в столице и областных центрах, создания параллельных органов власти, организации неформальных силовых структур Украина оказалась на грани введения чрезвычайного положения, утраты территориальной целостности и экономического коллапса.

Переговоры между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции, продолжавшиеся несколько дней, привели к уступкам со стороны властей: было созвано внеочередное заседание Верховной рады, проголосовавшей за отмену ряда законов от 16 января и принявшей закон об амнистии для участников событий ноября 2013 — января 2014 гг. 28 января президент принял отставку премьер-министра Николая Азарова и кабинета министров, который продолжил выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства[7]. Несмотря на это, акции протеста продолжились. Оппозиция выдвинула требования возвращения Украины к парламентско-президентской системе правления и конституции 2004 года. 12 февраля президент Янукович согласился пойти на формирование коалиционного правительства, были освобождены все ранее задержанные участники протестов. В ночь с 15 на 16 февраля протестующими были разблокированы здания областных госадминистраций[8], в Киеве митингующие частично освободили улицу Грушевского и здание городской администрации. В то же время 16-17 февраля Всеукраинское объединение «Майдан» и «Правый сектор» объявили о подготовке «мирного наступления» на Верховную раду. Лидеры парламентской оппозиции Арсений Яценюк и Виталий Кличко на выходных совершили поездку в Германию, где провели консультации с канцлером Ангелой Меркель.

18 февраля произошло резкое обострение ситуации, сопровождавшееся массовым кровопролитием. На заседании Верховной рады оппозиция потребовала немедленного возвращения к парламентско-президентской форме правления и восстановления конституции 2004 года. В это же время в Киеве возобновились столкновения митингующих с милицией, что привело к гибели десятков человек. Крайне обострилась ситуация на западе Украины.

21 февраля под давлением стран Запада[9][10][11][12][13] Янукович пошёл на уступки и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса на Украине, предусматривавшее, в частности, немедленный возврат к Конституции в редакции 2004 года, конституционную реформу и проведение досрочных президентских выборов не позднее декабря 2014 года[14]. В тот же день Янукович покинул Киев.

На следующий день в телеэфир вышла видеозапись интервью с Януковичем, в котором он заявил, что не собирается подавать в отставку и не собирается подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот»[15]. Через несколько часов Верховная рада приняла постановление[16], в котором заявила, что Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий» и не выполняет свои обязанности, а также назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года[17].

23 февраля обязанности президента Украины были возложены на председателя Верховной рады Александра Турчинова[18].

24 февраля и. о. министра внутренних дел Арсен Аваков сообщил на своей странице в одной из социальных сетей о возбуждении уголовного дела по факту массовых убийств мирных граждан, в связи с чем Янукович и ряд других должностных лиц были объявлены в розыск[19].

Тем временем новая украинская власть получила признание со стороны Евросоюза и США[20]. 27 февраля премьер-министром Украины стал Арсений Яценюк, было сформировано временное правительство[21].

27 февраля стало известно, что Виктор Янукович обратился к руководству России с просьбой обеспечить ему личную безопасность «от действий экстремистов» в связи с поступающими в его адрес угрозами расправы. В своём обращении Янукович неоднократно подчеркнул, что считает себя «действующим президентом» Украины, а решения, принятые Верховной радой в последние дни, квалифицировал как нелегитимные. Янукович также обвинил оппозицию в невыполнении соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине, заключённого 21 февраля. Сразу же после этого российские информационные агентства опубликовали заявление «источника во властных структурах РФ», утверждавшего, что Янукович получит личную безопасность на территории России[22].

28 февраля Виктор Янукович провёл пресс-конференцию в Ростове-на-Дону, где призвал российское руководство не оставаться безучастным к ситуации на Украине: «Россия должна использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы предотвратить тот хаос, террор, который сегодня есть на Украине». При этом Янукович подчеркнул, что категорически против военного вторжения на Украину и нарушения её территориальной целостности[23].

Если в столице, в северных, центральных и западных регионах Украины новое руководство страны, заявившее о возобновлении движения в сторону евроинтеграции, пользовалось поддержкой населения и быстро упрочило своё положение, то на юго-востоке с первых же дней после прихода бывшей оппозиции к власти стала шириться волна протестов против действий ультраправых националистических организаций, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими[24], пророссийскими лозунгами[25] (более подробно см. Протесты на Юго-Восточной Украине (2014)). Протесты были вызваны отказом нового руководства учитывать мнения и интересы значительных групп населения, настроенных на сохранение тесных связей с Россией[26], и намерением экстремистских ультраправых группировок, усиливших за время Евромайдана своё политическое влияние, распространить на русскоязычные регионы Юго-Востока методы и приёмы силового давления, опробованные в ходе массовых беспорядков в Киеве и на западе Украины (захват административных зданий, снос памятников советского времени[27])[25][28][29][30]. По мере радикализации выступлений и появления новых пророссийских лидеров мирные протесты на территории Донецкой и Луганской областей постепенно переросли в вооружённое противостояние, а лозунги федерализации Украины сменились здесь требованиями самостоятельности регионов и привели к провозглашению Донецкойи Луганской народных республик. Для подавления сепаратистских выступлений украинское руководство объявило о начале так называемой антитеррористической операции.

В Крыму была мирным путём осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству Российской Федерации. В течение нескольких последовавших недель была провозглашена независимость Крыма, проведён общекрымский референдум о его статусе и осуществлено присоединение Крыма к России (более подробно см. Крымский кризис).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: