Объект и основные проблемы языкознания

Лингвистика - одна из наиболее древних и разветвлённых наук.

Сложности этой науки объясняются такими причинами, как:

a) множеством конкретных языков, на которых говорит человечество;

b) глубиной и различием внешних связей языка с иными системами - природой, обществом, культурой, искусством, наукой, в частности психологией, и поведением человека;

c) различиями в подходе к языку самой науки о нём, различиями принципов, аспектов, методов и методик изучения языка.

В результате всего вышесказанного выделяют несколько «полей» членения науки о языке:

1)с труктурное членение даёт фонетику и фонологию, лексикологию, морфологию и синтаксис, что является актуальным для любой национальной лингвистики;

2)э тноязыковое членение способствует отдельным конкретным языкам; где выделяют науку о русском языке, языке хинди, английском языке, китайском и т.д.;

3) социальное варьирование выделяет науку о литературном языке, диалектологию, учение о стилях языка, наука о языке художественной литературы; учение о языке науки и т.д.;

4)четвёртое членение соответствует направлениям, школам, методам и методикам исследования языка и даёт такие варианты лингвистики, как сравнительно - историческое языкознание, описательную лингвистику, структурное языкознание, дескриптивную лингвистику, трансформационную грамматику, этнолингвистику, психолингвистику и т.д..

Каждая страна, в которой существует своя лингвистическая традиция, даёт свой вариант науки о языке. поэтому выделяют французское яз-е, американское, русское, чешское, индийское и др., каждое из которых отличается друг от друга принципами, методами и методиками изучения языка. Например, в русском языке (и это одна из сильных сторон нашей науки) очень чётко различаются автономные области науки - фонетика и фонология, лексикология, семасиология, фразеология, словообразование, грамматика с делением на морфологию и синтаксис, учение о стилях. Далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская, принимает такое членение. Например в 40-60 годы 20 века в американской науке о языке сформировала школы дескриптивной лингвистики (ведущие представители: З.Харрис, Ч.Хоккет, Дж.Трейджер, Б.Блок, К.Пайк, Ю.Найда) и трансформационной грамматики (З.Харрис, Н.Хомский). Однако ни та, ни другая не дали чёткого различия структурным областям языка: дескриптивная лингвистика свела почти всё к своеобразно понимаемой морфологии, а трансформационная грамматика - к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: