Проблемы общего языкознания

1) проблема объекта лингвистики, его границ и отчленения от смежных объектов;

2) проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры;

3) проблемы функционирования языка, его внешних связей;

4) проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий развития;

5) проблемя знаковости языка и положение языка среди других знаковых систем;

6) проблема языковых универсалий, т.е. общих для всех или многих языков структурных свойств и особенностей; проблема классификации языков;

7) проблема науки о языке, её методов и методик, её внутренней структуры и внешних связей с другими науками.

Рассмотрим вопросы, связанные с проблемой языка как объекта лингвистики.

Учёные обсуждают вопрос о том, что же изучает наука о языке: реальный объект или абстрактную систему понятий, так называемых конструктов. В работах многих учёных проскальзывает мысль о том, что и структура языка, и его система, и его основные единицы, например, фонема, слово, предложение,- это не что иное, как абстракции и конструкты. Однако эти утверждения несут на себе печать методологической двойственности и нечёткости, допускающей мысль о том, что объект лингвистической науки конструируется самой наукой.

Однако следует чётко различать реальный объект, его стороны, единицы и категории - и понятия о них, закреплённые в терминах. есть реальная объективная единица языка - фонема, но есть и понятие, выраженное термином "фонема". Фонема - объективная реальность, "фонема" как термин - конструкт, абстракция, созданная нашей мыслью в результате наблюдений и обобщений фонемы.

Фонема - предмет наблюдения и познания, "фонема" - результат познания. Фонема первична по отношению к "фонеме"; "фонема" зависима от фонемы и меняет своё научно-логическое содержание по мере более полного и глубокого познания фонемы.

Диалектический материализм позволяет увидеть действительные реальные соотношения между тем, что познаётся, и тем, что формируется в процессе познания. Абстрактен не язык, а научные понятия, отображающие его. Научные понятия и выражающая их терминология сами становятся на каком-то этапе развития науки предметом анализа, превращаются в особый, вторичный объект лингвистики, что усиливает иллюзию абстрактности и логической "конструктивности" самого языка, что, в свою очередь, приводит некоторых лингвистов к мысли о том, что объект их науки конструируется "самой наукой". На самом же деле подходы, аспекты и точки зрения учёных, если они разумны, могут лишь помогать обнаружить разные стороны сложных явлений, но никогда не могут эти стороны конструировать и создавать. Поэтому типологии и классификации языкового материала зависят прежде всего от свойств самого материала, в противном случае возникают искажённые и неверные его описания. Это значит, что науке о языке не безразлично, какие из возникающих типологических схем принимать, а от каких следует отказаться.

Правильное методологическое отношение к объекту лингвистического изучения - не желание и не слова, а реальность, которую можно сохранить или утратить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: