Методы принятия решений

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.

1) Неформальные (эвристические) методы принятия решений - неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Среди эвристических методов выделяют:

- интуитивный мет. (решение приним-ся по внутреннему убеждению);

- адаптивный мет (реш-я прин-ся по аналогии с уже однаж принятыми);

- экспериментальные мет (распр-ны в сфере техники и технологии, где практически не одно решение не может быть принято без предварит-го осуществления проектов небольшого масштаба).

2) Экспертные методы. Основным моментом здесь является определение участ-в принятия реш-я. Глав. критерием формирования экспертной группы явл-ся компетентность участника, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникативность.

Формы могут быть разнообразными: - совещание; - работа в комиссии; - брейнсторминг; - система кингсе; - метод дельфи.

Метод «Дельфи» - это многотуровая процедура анкетирования.После каждого тура данные анкетирования прорабатываются и сообщаются результаты и оценки.

Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором - ответ, который отличается от других, следует аргументировать или же изменить оценку может эксперт. После стабилизации оценок опроса приостанавливается и принимается предложение эксперта или откорректированное решение.

Система «кингсе» состоит в том, на рассмотрение готовится проект новшества. Он пере­дается для обсуждения лицам по списку, составленному руководите­лем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и предста­вить свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое, как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.

Деловое совещание - это распрост-ая форма управления для выработки оптимальных решений, что позволяет использовать коллективный разум и знания для решения сложных актуальных проблем, организовать обмен информацией, мнениями и накопленным опытом между отдельными работниками, структурными подразделениями предприятия.

На совещании принимается управленческое решение по принципу коллективизма, предусматр-щий взаимопомощь, что повышает индивид-ую и коллективную ответст-сть работников в производственных условиях.

Рационально организованная совещание выполняет также важную учебно-воспитательную функцию: сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов; руководителю предоставляется возможность показать себя и раскрыть свой талант менеджера в области руководства коллективом.

Совещания дают возможность руководителю получать необходимую информацию для осуществления управленческой деятельности, скорее доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей. Совещание дает руководителю дополнительные возможности для оценки сотрудников: их профессиональных способностей по мере использования в трудовой деятельности; их готовности развивать интересные идеи, проявлять инициативу в решении поставленных задач; их умение защищать собственное мнение.

3) Количественные методы - способы, используемые при выборе решения, наилучшим образом соответствующего выбранному критерию (максимальная прибыль, доход, лучшее качество, минималь­ные затраты, минимальный ущерб и т.д.). В их основе лежит научно - практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

- линейное моделирование - используются линейные зависимости;

- динамическое программ-ние - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;

- вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;

- теорию игр - моделирование таких ситуаций, принятие реш-я в кот. должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

- имитационные модели - позволяют эксперим-но проверить реализ-ю решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

При этом широко использ-ся модели:

1. Описательная модель изображает предмет или ситуацию, показывая нам, как они выглядят. Подобные модели содержат большую долю конкретных деталей и относительно малую долю абстракции. (Напр, архитектурная модель нового завода является описательной модели.)

2. Аналоговые модели изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающихся формой или свойствами. Например, озеро на карте отображается синим цветом.

3. Символьная модель показывает различные свойства и элементы ситуации символами. Примером такого типа моделей может служить математическая модель, в которой различные элементы ситуации выражаются в форме уравнений.

Выбор метода принятия решения зависит от множества факторов и он должен отвечать след. требованиям: результ-сть, практ-сть, экономичность.

- Результ-сть заключается в том, что метод должен обеспечить получение результата — управл-го решения, которое должно ликвидировать проблему.

- Практичность — обеспечение возможности использовать метод без увеличения степени неопределенности ситуации и достоверности получаемого результата.

- Экономичность связана с необходимостью получения максимального результата при минимальных затратах.

- временной интервал необходимый для принят решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: