Необходимо помнить, что надо принять не просто решение, а эффективное решение, т.е. дающее наибольший результат, который во многом будет зависеть от того, насколько соблюдены правила принятия решения. Каждый вид решения имеет собственные правила.
1. По источнику появления решения делятся на две группы: инициативные и по предписанию.
- Инициативныерешения принимаются, как правило, отдельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое, главенствующее положение в организации. Это не значит, что с инициативными решениями не могут выступать руководители среднего и низшего звена, но принимаемые ими решения чаще являются конкретизацией решений, принятых на высшем уровне.
- Решения по предписанию (во исполнение) принимаются в основном в развитие и дополнение инициативных решений с учетом тех целей и задач, которые стоят перед данным подразделением.
2. В зависимости от порядка принятия решения могут быть индивидуальными, коллективными или коллегиальными.
Индивидуальная (единоличная) форма характеризуется тем, что руководитель единолично принимает решение и несет за него персональную ответственность, при этом в процессе подготовки решения он может выслушивать мнения подчиненных, консультироваться со специалистами и экспертами.
Коллективная форма принятия решения означает, что решение принимается членами определенной группы, связанными между собой формальными или неформальными отношениями. Решение принимается либо голосованием, либо на основе консенсуса.
Коллегиальная форма принятия решения состоит в том, что решения принимаются группой специалистов, уполномоченных для этого коллективом.
Решения, связанные с текущей хозяйственной деятельностью общества, принимаемые правлением или советом директоров, т.е. группой менеджеров, осуществляющих управление компанией, относятся к коллегиальным.
3. По способу фиксациирешения делятся на письменные и устные. Управленческие решения в основном фиксируются в письменном виде в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Приказ — это наиболее императивная форма решения, определяющая сроки и методы реализации поставленной задачи.
Устная форма. Ее недостатком является то, что участники реализации решения могут исказить содержание и трактовать решение иным образом.
4. По степени повторяемости (новизны) решения дел-ся на 2 группы: традиционные (запрограм-ные), оригинальные (незапрограм-ные).
Запрограммированные решения составляют около 90% основной массы решений, принимаемых в типичных ситуациях. Эти решения не требуют дополнительного сбора информации, аналитической и исследовательской работы, т.е. принимаются по трафарету. Как правило, запрограммированные решения составляют основу деятельности менеджеров среднего и низшего уровней управления.
К незапрограммированным относятся решения, принимаемые в новых ситуациях, которые требуют сбора и анализа информации и проявления таланта руководителя.
По критерию новизны решения дел. на 4 гр: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
1) Рутинные решения принимаются по определенной программе, как правило, не требуют высокой квалификации и творческого подхода.
2) Селективные решения предполагают большую свободу выбора, однако, в ограниченных пределах. Они могут быть поручены людям, обладающим необходимым уровнем квалификации с точки зрения, как теоретической подготовки, так и практического опыта.
3)Адаптационные решения требуют соединения большого багажа отработанных ранее методов решения проблем с умением оценить особенности сложившейся ситуации и осуществить сочетание оригинальных идей с уже накопленным опытом. Этот вид решений требует как высокой квалификации.
4)Инновационные решения в основе своей предпол. упр-кие спос-сти, опред-ные черты характера и высокое должностное положение.
5. По содержанию решения делятся на имеющие количественные характеристики и не имеющие количественных характеристик.
1)Решения, имеющие количественные характеристики (уровень рентабельности, вложение определенных средств в маркетинговые исследования), могут быть приняты с помощью различного рода математических и статистических методов.
2)Решения, которые не имеют количественных характеристик (например, формирование психологического климата в коллективе, многие кадровые проблемы), принимаются другими методами. Эти решения носят субъективный характер, так как определяются личностью субъекта, принимающего решения.
6. По степ реглам-ции реш-я дел-ся на директ-е, ориент-ие и реком-е.
- Директивные (нормативные) решения разрабат-ся высшими органами упр-ия в стабильных услов-х по поводу текущих и перспективных проблем предпр-ия и предназ-ны для обязат-го испол-ия на его низших ур.
- Ориентирующие решения предназначены для низших уровней управления действующих в условиях значительной свободы.
- Рекомендующие решения готовятся совещательными органами их исполнение не является обязательным, поскольку, как правило, те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает.
Роль руков-ля в принят упр-ких решений. Классификация стилей принятия решений сводится к трем параметрам:
1. По соотн-ию усилий на стадии разработки альтернатив и их выбора (инертные, осторожные, уравнов-ные, рискованные, импульсивные); o Инертный стиль – процесс поиска вариантов решений протекает медленно и неуверенно. Идеи вторичны и неинновационны. o Осторожный – много усилий прилагается на сбор инф-ции и достаточно критично. o Уравновешенный – предпол-т высокую актив-сть по поиску альтер-ив и оценке. o Рискованный – более высокая интенсивность при поиске альтернатив чем на этапе их оценки. o Импульсивный – изобретение альтернатив намного превышает время, затраченное на их оценку и как следствие решение носит субъект-ый и рисков-ый характер.
2. По степени участия подчиненных в процессе принятия решений (теории Д. МакГрегора, Р. Танненбаума, У. Шмидта, В. Врума);
3. По уровням организации управленческих решений (диктаторский, реализаторский, организаторский, координаторский, маргинальный).
По второму параметру Макгрегор выделяет: авторитарный и демократич стили. Уильям оучи дополнил классификацию Макгрегора и вводит партисипативный стиль упр-ия, кот предполагает широкое участие подчиненных в процессе принятия решений. Стили принятия решений по уровням организации управленческих решений
По третьему параметру выделяют 5 стилей:
1. Диктаторский – характерен для высшего звена и предполагает авторитарные методы.
2. Реализаторский – исп-ет мнение колл-ва при принятии решений,
но реализацию берет на себя, что приводит к перегрузке руководителя.
3. Организаторский – коллективное принятие реш-й и реализация;
4. Координаторский – стиль освоб-ет от руков-ей роли в прин-и и реал-ции, но может прив-ти к преобладанию власти подч-ых над властью руков-ля.
5. Маргинальный стиль – характерен для, которые сами не способны принимать решения и подчиняются командам «сверху».






