Камеральные налоговые проверки: порядок проведения и оформление результатов

1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки. КНП это проводимая по месту нахождения н.о. проверка представленных н\п в н.о. НД, БО и др док, необходимых для исчисления и уплаты н. О начале КНП н\п не инф-ют, о её результатах он узнаёт только в случае ошибки или противоречия в сведениях содержащихся в док-ах и в случае если было вынесено решение о привлечении н\п к налог.ответ-ти за соверш-ие налог.првонаруш. Через 6 дней после окончания срока представления док (НД и БО) н.о.(отдел КНП) осуществляет сверку плательщиков обязанных сдать док и плательщиков которые представили их. Далее н.о. уведомлением вызывает н\п для представления пояснений о непредостав-ии НД в установ.срок. По истеч-ю 2 недель после окончания срока представления НД в течении 3 раб.дней осущ-ся повторная сверка, после чего в отношении н\п не представив-х НД выносится решение о приост-ии операций по их счетам в банке(приостан-ся. только расходные операции и только с 4 очереди). Это решение направ-ся н\п с одновременным уведомлением банка. Данное решение действует до момента его отмены н.о,котор выносится после сдачи н\п НД. За несвоевременное представление НО должн.лиц организации-н\п, составляется проект решения о привлечении н\п к ответственности по ст 119(штраф 5% от неуплаченной суммы н на основании НД за каждый полный или не полный месяц со дня, установ. для её представления).

Поверка проводится уполномоченными должн лицами н.о. в соответствии с их служебными обязан-ми (без спец решения рук-ля н.о.) в течение 3 мес со дня фактической даты представления соответ-их док проверяемым. Указанная дата является началом проверки.

ЦельКНП: контроль за соблюдением н\п н. закон-ва; выявление и предотвращение н.правонар.; взыскание сумм неуплач-х или не полностью уплач-х н по выявленным нарушениям; привлечение виновных лиц к налог и админ.ответ-ти за совершение правонар-ий; подготовка инфы для отбора н\п для проведения ВНП.

В рамках проверки должн л осущ опер: 1) Визуальная проверка правильности оформления БО, арифм рассч, опр-я н\о прибыли и рассм-е отд пояснений (поясн записка) к БО. 2) Проверка правильности осуществления рассч по н и НД – проверка правильности заполнения строк и граф НД; арифм расч при опр суммы н, подл уплате в бюджет; распределения н, подлеж упл в соотв бюджеты; достоверности подтверждения обоснованности применения льгот; полноты отражения НБ в НД. 3) Логический контроль показателей БО и НО. Он наз логич, т.к. отражает сверку показателей форм БО и н НД. При сравнении показатели д.б одинаковыми. В н.о. разрабатываются формы взаимоувязки показателей. 4) Предварит-я оценка достоверн БО и НД.

При недостаточности инфы н.о. имеют право потребовать у н\п (п\с, н\а) допол-ые сведения, получить объяснения и док, подтверж-ие правильность исчисления и своевременность уплаты н. Лицо, которому адресовано требование о предст-ии док, обязано направить или выдать их н.о. в пятидневный срок. Отказ н\п от представления требуемых док или непредст-ие их в устан-ые сроки признается н.правонаруш и влечет ответ-сть, взыскание штрафа в размере 200 р за каждый непредс-ый док, а отказ организации представить требуемые док влечет взыскание штрафа в размере 5000 р).

В ходе проверки н.о. имеют право вызвать н\п письменным уведомлением в н.о. для дачи необходимых пояснений. Если необходимо получить инфу о деят-ти н\п, связанную с иными лицами, н.о. может потребовать у этих лиц док, относ-ся к деят-ти проверяемого н\п.

2 .Пор оформ рез КП В случае выявления нарушений н\п законод-тва составляется акт в течении 10 дней после окончания проверки в котором указываются(дата акта н проверки; полное и сокращенное наиме-ие, либо фио проверяемого лица; ФИО лиц, проводивших проверку, их должности; дата предст-ия в н.о. НД и иных док; перечень док, предст-ых проверяемым лицом; период, за который проведена проверка; наим-ие налога; даты начала и окончания н. проверки; адрес места нахождения организации или места жительства ФЛ; сведения о мероприятиях проведенных при осущ-ии н.проверки; док-но подтвер-ые факты нарушений; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК). Акт сост-ся в 2-х экз-ах, один для н.о, др. для н\п. На суммы доплат по н, выяв-ым в ходе КНП, н.о. направляет требование об уплате соотв-ей суммы н и п. При неисп-ии требования в устан-ый срок в отношении н\п (п\с, н\а) может быть принято решение о принудительном взыскании сумм н и п. Решение о взыскании сумм н и п в бесспорном порядке прин-ся не позднее 60 дней после истеч срока, устан-ого для испол-ия обязанности по уплате н. Если решение о взыскании прини-ся после истечения указанного срока, то оно считается недейст-ым и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения н\п в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых ден-ых средств. Плательщики не согласные с изложенными в акте фактами согут в течении 15 дней со дня получения акта их обжаловать. После чего в теч-и 10 дней д.б. принято решение н.о. (этот срок может быть продлён,но не более чем на 1 мес). Возражения по актам н.проверок рассм-ся отделом внутреннего аудита н.о. Эти отделы создаются для досудебного урегулирования споров с н\п на основании вынесенного решения по результатам проверки, налог-ку в 10дневный срок направл-ся требование об уплате н, п и ш.

По окончанию КНП проверенная НД подписывается должн. лицом проводившего проверку. Если НД принята по ТКС, то она распечат-ся и также подпис-ся. По окончанию проверки НД 3-НДФЛ отделом КНП выписывается уведомление об ав.платежах и платёжный документ на их уплату.

3. Рассмотрение материалов КП. Дела о выявленных в ходе КНП н п\нар рассматриваются в порядке, предусмотрен­ном ст. 101 НК. Акт и другие материалы НП, в ходе которой были выявлены нарушения з-ва о н и с, а также представленные проверяе­мым лицом (его представителем) письменные возражения по указан­ному акту должны быть рассмотрены руководителем (зам) н.о., проводившего НП, и решение по ним должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (15 раб дней). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Руководитель (заместитель) н.о изве­щает о времени и месте рассмотрения материалов НП лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (вправе уча­ствовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя). Неявка лица, извещенного надлежащим образом о вре­мени и месте рассмотрения материалов НП, не явля­ется препятствием для рассмотрения материалов НП, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано рук (зам) н.о. обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов НП по существу рук (зам) н.о. должен: 1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой НП подлежат рассмотрению; 2)установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рас­смотрении. В случае неявки этих лиц рук (зам) н.о. выясняет, извещены ли участники производства по делу в уст порядке, и принимает реше­ние о рассмотрении материалов НП в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения; 3)в случае участия представителя, проверить полномочия этого пред­ставителя; 4)разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности; 5)вынести решение об отложении рассмотрения материалов НП в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассм матер НП может быть оглашен акт НП, а при необх и иные мате­риалы мероприятий Нк, а также письм возра­жения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассм материалов НП. Исследуются представленные доказательства. М.б. принято решение о привлечении свид, эксп, спец.

В ходе рассмотрения материалов НП рук (зам) н.о.: 1)устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт НП, нарушение з-ва о н и с; 2)устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав н п\нар; 3)устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к отв-ти за совершение н п\нар; 4)выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении н п\нар, либо обстоятельства, смягчающие или отяг­чающие отв-ть за совершение н п-нар.

При необх-ти получения доп доказательств для подтверждения факта совершения н п\нар /их отсутствия рук (заместитель) н.о. вправе вынести решение о проведе­нии в срок, не превышающий один месяц, дополнительных меропри­ятий Нк.

В решении о назначении доп мероприятий Нк излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких доп мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве доп мероприятий Нк может проводиться истребование док в соотв со ста­тьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

4.По результатам рассмотрения материалов НП рук (заместитель) н.о. выносит решение: 1)о привлечении к отв за совершение н п\нар; 2)об отказе в привл.

-1 )В решении о привлечении к отв за соверш н п\нар излагаются обстоятельства сов-го привлекаемым к ответственности лицом н п\нар так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении котор проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов и решение о привлечении н\п к н отв с учетом ст НК, предусм отв за п\нар. Указ р-р недоимки, пени, штрафа.

-2) В решении об отказе в привлечении излагаются обстоят, послужившие основанием для такого отказа. М.б. указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявл в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

3).о проведении допол-ых мероприятий НК (в случае необх-ти получения дополн-ых док для подтверждения факта совершения н.правонар. или отсутствия этих фактов в срок не превышающий 1 мес.).

Н\п может обжаловать реш на осн ст101 НК.

Копия решения вруча­ются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения н\п соотв решения (п. 13 ст. 101 НК РФ). В реш указ срок в теч к-го н\п м его обжаловать, порядок обжал, наим вышест н.о., место его нахожд и др сведения.

Решение вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В решении о привлечении к ответ-ти излагается обст-ва совершения правонарушения со ссылкой на док и иные сведения подтвер-ие эти обст-ва, а также результаты проверки этих доводов, также в решении указываются размер выявленной недоимки,соответ-ие пени и подлежащие уплате ш.

Также указывается срок обжалования данного решения.

Решение о привлечении к ответ-ти за совершение н. правонаря или решение об отказе в привлечении: может быть обжаловано в вышестоящий н.о; подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

На основании вступившего в силу решения лицу, направляется требование об уплате н (с), соответствующих п, ш в случае привлечения этого лица к ответ-ти.

Решение вручается под расписку свидетельствующее о дате получения лицом в отношении которого оно вынесено.

В случае подачи апелл жалобы на решение н.о, указанное реш вступает в силу в сл порядке: 1) если вышестоящий н.о.(ВНО), не отменит решение нижестоящего н.о., то решение вступает в силу с даты его утверждения ВНО. 2)если ВНО, изменит решение нижестоящего н.о, решение вступает в силу с учетом внесен­ных изменений, с даты принятия соотв решения вышестоящим н.о.

Н\п может исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части. В течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам НП н\п направляется требованиеоб уплате налога.

Несоблюдение должн лицами н.о. требований, установленных ст.101 НК РФ, может яв-ся основанием для отмены решения ВНО. или судом.

Нарушение существенных ус-ий процедуры рассм-ия материалов н. проверки яв-ся основ-ем для отмены ВНО или судом решения н.о. К таким усл-ям относится: обеспечение возможности н\п участвовать в процессе рассм-ия матер-ов н.проверки лично или через своего представителя; обеспечение возможности н\п представить объяснения;не извещение или ненадлежащее извещения лица о времени и месте проверки; отсутствие акта н.проверки и невручение акта.

5.Обеспечительные меры. После вынесения решения рук (зам) н.о. вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможно­сти исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать не­возможным в дальнейшем исполнение такого реш и (или) взыска­ние недоимки,п и ш, указанных в реш.

Для принятия ОМ рук (зам) н.о. выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим н.о. или судом. Рук может отменить ОМ и до указанно­го срока.

ОМ могут быть:

1).запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества н\п без согласия н.о:недвиж. имущества, в т. ч. не участвующего в производстве; продукции (работ, услуг); транс. средств, ЦБ, предметов дизайна служебных помещений; иного имущ, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущ каж­дой послед-ей группы приме-ся в случае, если совокупная стоимость имущ из предыдущих групп, определяемая по данным БУ, меньше общей суммы недоимки, п и ш, подлежащей уплате на основании реш;

2).приостановление операций по счетам в банке.Переход к приост-ию операций по счетам возможен лишь при недост-ти совокупной ст-ти указанного выше имущ- для покрытия всех начисленных по проверке н (п, ш).Сумма, на которую допустимо приост-ие операций по счетам в банке, определяется как разница между размером начис-ых по проверке н (п, ш) и совокупной балансовой стоимостью имущ, на которое наложен арест (запрет передачи в залог).

Согласно п. 11 ст. 101 НК РФ по просьбе н\п н.о. вправе заменить обесп меры на:

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется упла­тить указанную в решении сумму не­доимки, п и ш в случае не­уплаты этих сумм принципалом в установленный н.о. срок;

2) залог ЦБ, обращающихся на ОРЦБ, или залог иного имущества;

3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусм ст. 74 НК РФ.

Копия решения о принятии или об отмене обеспеч-ых мер вручаются лицу, в отношении которо­го вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения н\п сотв решения.

6.Когда решение по итогам НП может быть признано недействительным.

Несоблюдение должн лицами н.о. требований, установленных ст.101 НК РФ, может яв-ся основанием для отмены решения ВНО. или судом. К ним относится:

* несоблюдение должн л н.о. требований, установленных НК РФ, может яв-ся основанием для отмены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом.

* обеспечение возможности н\п представить объяснения;

*не извещение или ненадлежащее извещения лица о времени и месте проверки;

*отсутствие акта н.проверки и невручение акта.

7. Исполнение решения н.о. Решение подлежит исполнению со дня его вступления в силу, то есть, по общему прави­лу, по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его предста­вителю), в отношении которого было вынесено соответствующее ре­шение.Обращение соотв решения к исполнению возлагается на н.о., вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим н.о. в апелляционном порядке вступившее в силу соотв решение направляется в н.о., вынесший первоначальное реш, втечение 3 рабо­чих дней со дня вступления в силу соотв реш.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение, на­правляется требование об уплате н,с, соответствующих пе, ш в случае привлечения этого лица к ответ-ти за н.правонарушение.

8.Обжалование решения н.о. Решение м.б. обжаловано в вышестоящий н.о. Порядок обжалования зависит от времени обжалования: до\после вступления в силу.

Решение, напомним, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено.

Решение, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелля­ц-ом порядке путем подачи ап жалобы. Подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть в тече­ние 10 рабочих дней со дня его получения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение суда, которое не было обжаловано в ап порядке, подается в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. Также жалоба подается в письменной форме в вышестоящий н.о.. Ап жалоба подается в вынесший это решение н.о., который обязан в течение 3 рабочих дней со дня поступ­ления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в выше­стоящий н.о.

По итогам рассмотрения ап жалобы на реш вышестоящий н.о. вправе: 1)оставить решение н.о. без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2)отменить или изменить реш н.о. полностью или в части и принять по делу новое реш; 3)отменить решение н.о. и прекратить производ­ство по делу.

Решение н.о. по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть про­длен рук (зам) н.о. для получения док (инф), необходимых для рассмот­рения жалобы, у нижестоящих н.о., но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

По ходатайству лица, обжалующего реш н.о., вышестоящий н.о. вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Реш о привлечении\отказе в привл к отв м.б. обжало­вано в суд порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем н.о.. В случае обжалования такого реш в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это реш, стало известно о вступлении его в силу.

7. ВНП: планирование и подготовка.

1.Общие положения, задачи и основные этапы планирования ВНП. ВНП осущ согласно утверждённого плана проведения ВНП, по решению руковод н.о. ВНП проводится в помещении н\п, а в случае не возможности представления помещения н\п, то по месту нахождения н.о.

Целью проведения ВНП является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременно­стью исчисления и уплаты н н\п. Проведение ВНП призвано решать несколько задач: 1)выявление и пресечение нарушений з-ва о н и с; 2)предупреждение возможных н правонарушений в будущем.

В ходе ВНП проводится анализ бух док-ции н\п, а также фактическое со­стояние объектов н\о.

ВНП делятся на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем н, а при тематической — по одному или нескольким н либо по отдельным вопросам, например, по воз­мещению НДС.

Решение о проведении ВНП выносит н.о. по месту нахождения орг или по месту жительства ФЛ. Решение о проведении ВНП КН, выносит н.о., осуществляющий учет этой орг в качестве КН.Самостоя­тельная ВНП филиала или предст проводится на основании решения н.о. по месту нахож­дения ОП.

Решение о проведении ВНП должно содержать сведения: 1.наименование н.о.; 2.номер решения и дату его вынесения; 3.наименование н\п,н\а,ИП;4. ИНН; 5.КПП. 6.периоды ФХД н\п,н\а либо его филиала или представительства, за которые проводится П; 7.предмет П – н, правильность их исч и своевр уплаты; 8.ФИО, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных органов; 9.подпись лица, вынесшего решение, с указанием его ФИО, должности и классного чина.

Предмет: правильность исчис и уплата н.В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении П. Н.о. не вправе проверять налоговые периоды текущего календарного года.

Н.о. не вправе проводить две и более ВНП по одним и тем же н за один и тот же пери­од, проводить в отн одного н\п более 2 П в теч календ года, за искл принятого реш рук ФНС РФ. При опр кол-ва пров не учитываются кол-во проверенных филиалов и представительств. отдельных случаях н.о. вправе повторно проверить один и тот же н за один и тот же период. ВНП в св с реорг\ликв орг проводится независимо от времени проведения и предмета предыд НП (не более 3 лет).

Повт П – ВП, независ от времени пров предыд пров по тем же н и за тот же период. М.б. проверен период не более 3 календ лет. Повт ВНП проводится: *вышестоящим н.о. в порядке контроля за деятельностью н.о., проводивше­го проверку. *н.о., проводившим ранее на осн реш рук (зам) в сл представления н\п уточненной декл, в которой указываются суммы в размере, меньшем ранее заявленного. Проверяются периоды, за которые представляется уточненная декл. Если выявлен факт н п\нар, который не был выявлен при первонач НП,к н\п не применяются н санкции, кроме случая, когда невыявленные н п\нар при первонач проверке явилось рез-ом сговора м\у н\п идолжн л н.о. Решение о повт НП принимает вышест н.о., оформляется в виде мотивированного постановления.

Планирование ВП – процесс, построенный на отборе н\п для проведения проверок по критериям риска совершения н п\нар, в т.ч. общедоступным. Единая, открытая и понятная для н\п и н.о. система планирования ВНП ба­зируется на определенных принципах:1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовест­ных н\п. 2. Своевременность реагирования на признаки возможного со­вершения н п\нар. 3. Неотвратимость наказания н\п в случае вы­явления нарушений з-ва о н и с. 4. Обоснованность выбора объектов проверки.

Этапами планирования ВНП явл: 1. Формирование информационных ресурсов о н\п. 2. Анализ выявленных критериев риска и их ранжирование по степени важности и отбор н\п для НП. 3. Выбор объектов проверки в зависимости от категории н\п. 4. Составление перечня вопросов проверки по видам н и приемам их проверки. 5.Подготовка предложений о затратах времени на проверку, о кол-ве специалистов для проверки и о необходимости привлечения сотрудников п\охран орг. 6.Утверждение плана ВП на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

2.Значение предпроверочного анализа н\п для проведения НП. Предпроверочный анализ и отбор н\п должен позволять максимально экономить время при непосредственном проведении ВНП и обеспечивать результативность ее проведения. В ходе предпровер анализа имеющ-ся инф о подлежащ ВНП н\п необх решить сл вопр: 1.оценить предполаг объем предстоящей работы, опр кол-во и персональный состав проверяющей гр с учетом масштабов проверки и специфики Ф-ХД н\п. 2.Опр необх-ть привлеч к проверке сотр ОВД либо иных контролирующих и правоохр орг и провести согл-е с ними. 3.Опр осн вопросы, подлеж проверке и распределить обязанности между членами проверяющей группы. 4.Опр период, за к-й будет проверяться н\п и вид проверки (компл или по отд н). 5.Наметить медоты проведения проверки, опр необходимость проведения встречной проверки, целесообразность проведения инвентаризации, привлечения экспертов и спец изходя из ФХД н\п. В ходе предпроверочного анализа и подготовки сотр н.о. должны постараться предвидеть все вопросы, к-е могут возникнуть в ходе проверки, а те проблемы, к-е не удалось устранить в ходе проверки, скорректировав д-я проверяющей группы с учетом конкретных обстоятельств. На основе проведенного отбора форм проекты год-х и кварт планов ВНП.

3.Концепция системы планирования НП. Основной док при план НП – Приказ ФНС от 30.05.07г. – «Об утверждении Концепции системы планирования ВНП». ВНП планируется на основе инвфы о деят-ти каждого н\п, данная инфа поступает из различн. источн, которые делятся на внутренние и внешнии. Внутр: полученные н.о. самост в процессе выполнения ими мероприятий налог.контроля. Внеш: получ н.о. в соотв с з\д на осн соглаш по обмену инф с контрагентами и правоохр орг, с орг гос вл и м.с., загсов, ФМС, ГИБДД и др гос органов регистр-их трансп. ср-ва, натариусов, банков, от гос органов выдающих лицензии, организаторов лотерей и розыгрышей, от т\ои др инфа поступающая о ЮЛ и ФЛ (письма,жалобы, заявления), из СМИ и интернета.

1. Цели разработки Концепции: 1) создания единой системы планирования ВНП; 2) повышения налог дисциплины и грамотности н\п; 3) обеспечения роста доходов гос-ва за счет увеличения числа н\п, добровольно и в полном объеме исполняющих н обязательства; 4) сокращения количества н\п, функционирующих в "теневом" секторе эк-ки; 5) инфор-ия н\п об основных критериях отбора для проведения ВНП.

2. Основные принципы планирования: 1. Режим наибольшего благоприятствования для доброс-ых н\п.2. Своевр-сть реагирования на признаки возможного совершения н. правонарушений.3. Неотвратимость наказания н\п в случае выявления нарушений зак-ва о н и с.4. Обосн-ть выбора объектов проверки.

3. Результаты внедрения Концепции, предлагаемая система планирования позволит:

1) для н\п - макси уменьшить вероятность того, что ВНП в текущем году затронет законопослушного н\п, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для н.о. - выявить наиболее вероятные "зоны риска" (нарушения зак-ва о н и с), своевр-но отреагировать на возможное совершение н. правонарушений и определить необходимые мероприятия н. контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать: 1. Формирование единого подхода к планированию ВНП. 2. Стимулирование н\п в части соблюдения зак-ва. 3. Повышение н.грамотности и дисциплины н\п.

4.Отбор н\п для проведения ВНП и основные критерии их отбора. Критерии отбора исп для плановых и внеплановых проверок. При сост плана учит, что некоторые орг обяз включ в план ВНП: 1) КН (не реже 1 раза в год) 2)Основные н\п (не реже 1 раза в 3 года) 3)Н\п, представившие нулевые балансы или не предст н отчетность при наличии инф об осущ ими ФХД. 4)по поручению вышестоящих н.о., мотивированным запросам правоохранительных органов и других н.о. 5)в связи с их ликвидацией или реорганизацией (при получ свед о ликв\реорг н.о. д принять реш о ВНП принимается в теч 10 дн. срок до 2 мес с мом публ инф-я о л\р, д.б. проведена ВНП.

При равноценности н\п – предпочтительнее с наиб показ выручки, числ работн, суммой н и прогнозир штрафн санкций.

Планы ВНП утв рук н.о.не более чем за 15 дн до нач квартала.План не разглаш. В теч года м корректировать (при получ срочных заданий от вышест н.о., от правоохр орг, мотивиров запросам от др орг и по др причинам).

Н.о. интересуют недобросов н\п, д-ть к-х напр на получ необосн н выгоды: 1) д\целей н.о. учтены операции не в соот с эк смыслом или учтены опер, необусловл целями делового хар. 2)н выгодаполучена н\п не с осущ предприятием эк д-ти. 3)невозможно реальн осущ опер с учетом вр и места нахождения имущ и V матер, необх для пр-ва Т,Р,У. 4) у н\п отсутствуют усл для получ рез-в эк д-ти в силу отсутствия персонала, ОС, иного имущ. 5)д\целей н.о учтены опер, которые не связ с возникн необосн выгоды. 6)соверш опер с т, к-й не производился, не м.б. произведен в V, указ н\п в бухг док.

Н. выгода – уменьшение р-ра н обяз в рез уменьшения НБ, получения необоснованной н выгоды, н льгот, применение более низкой н ставки и др причин. Существ основания, которые не явл фактами д\признания выгоды необоснованной: 1)создание орг незадолго до соверш опер. 2)взаимозависимость участников сделки. 3)неритмичность хоз оер. 4)наруш н з\ва в прошлом. 5)разовый хар-р опер. 6)осущ опер не по м нахождения н\п. 7)осущ расчетов с использ 1го банка. 8)транзитные платежи м\у участниками взаимозав хоз опер. 9)исп посредников при осущ хоз опер.

Эти обстоятельства в совокупности и взаимос-зи с др обст-ми могут свидет-ть о совершении н\п мнимой и притворной сделки, приводящее к получению необосн-ой. Мнимая – это сделка совершённая лишь для вида без намерения создать соотв-ие ей правовые последствия. Притворная - это сделка совершаемая с целью прикрыть др сделку.

Система планирования по Концепции включ перечень системных признаков, по которым выделяются н\п для вкл в план. Критерии делятся на 2 группы: 1)общедоступные крит недобросовестности, по которым отбираются кандидаты для пров П. На сайте ФНС и рек-ся н\п для оценки рисков попадания в план. 2) Кр недобросовестности в спец док ДСП. Исп для автоматич отбора н\п в план ВНП.

Общедоступные: 1.Н нагрузка н\п сравн-ся со ср отраслевым значение н. нагрузки по видам эк-ой деят-ти в конкретной отрасли и расчитанной на основе ср. стат данных. Н нагр- %-ое соотнош суммы уплач н по данным НД и оборота выручкипо данным отчётности. У н.о. возникают сомнения, если н\п имеет большие обороты, а сумма н невелика. На осн этого критерия н.о. устан примен ли н\п законные\незаконные схемы оптим. 2.Отклонение уровня рентабенльности по данным б\у от уровня Рент для данной сферы. R= 2 самост пок-ля: R продаж и R активов. Rпродаж= прибыль(убытки) от продаж / с\с Т,Р,У * 100. R активов= чист прибыль / средние активы за отч период *100. Если эти показ отклоняются в сторону уменьш от среднестатист, след-но низкая выручка или материалоемкость,трудоемк пр-ва или н\п не полностью отражает в отч сумму Д и польз необосн н выгодой. Низкий ур R не может свид-ть о недоброс н\п, он только явл одним из показ для проверки сомнений н.о. в примен законных схем уклонения от упл н. Необх выявить причины низкой R и доказать, что она возникает из-за неправомерных д-й н\п. 3.Среднемес з\п на 1 раб меньше ср ур по виду эк д-ти в РФ. Н.о. считают, что з/п в данной организ выплачив-ся в конвертах, следов-но с данной з/п не уплачивается н. 4.Неоднократное снятие с учета и постановка на уч в связи с изм м нахожд. Относятся к осн причине, затрудняющ проведение Нк в отнош н\п. «Миграция» н\п воспринимается н.о. как попытка уклониться от проведения Нк. Риск провед ВНП возникает у н\п, которые с момента гос рег 2 и более раз рег-т изменение м\нахождения. Если перерегистр носит разовый хар, то н\п не попадает в гр риска. 5.Непредставление пояснений на уведомление н.о. инспекторы подразум-т отсут-ие без объективных причин пояснений н\п относительно выявленных несоотв показ-ей НД в ходе КНП. Н.о. напр письм уведомление. н\п должен в теч 5 дней предост пояснения\внести изм. Иначе у н.о. возн сомнения, что н\п скрывает инф. Но п1ст21 НК: предост пояснений – право н\п, а не обязанность. Повод к проведению ВНП – обнаруж в ходе КП занижения Д, завыш Р. 6.Отражение в БО и НО убытков на протяжении нескольких периодов. (в теч 2 и более лет). Не всегда явл признаком недобросов, т.к. в период освоения новых видов прод, технологий, реорг…затраты м превышать доходы. Для н.о. более 2 лет – недобр. 7.Темп роста Р опережает темп роста Д. н.о. подозревают н\п в намеренном увеличении Р или занижении Д. Оценка темпов роста производится н.о. к 1 н пер. если д-ть н\п прибыльна, но темп роста Д и Р увеличивается непропорц, то по мнению н.о.- это 1 из призн недобр. 8.Отражение ИП суммы Р мах приближенной к сумме Д за календ год. Свидетельствует о нежелоании уплач НДФЛ. 1 из пунктов критерия – доля проф н вычетов по НДФЛ в н декл ИП превыш 80-83% в их общ сумме Д. 9. Отражение в н отч значит суммы н вычетов. Если доля вычетов по НДС в сумме начисл НДС за год = или превышает 89%, то н орг вкл н\п в ВНП. Не явл однозначным критерием, т.к. и у доброс н\п в опред н пер м увелич суммы вычетов по НДС (при покупке дорогостоящ ОС). 10.Орг ФХД-ти на осн договоров с контраг – перекупщиками\посредниками без разумных эк причин. Н.о. считаю контраг фирмы однодневки не добросовестной по причине большого количества по 1-му хоз дог-ру или дог-ру К-П посредников, перекупщиков.. 11.Неоднократное приближение к предельному знач установленных НК показателей, предост право применять СНР. ЕСХН - подозрение вызывает приближ к предельн значению (не менее 70 %), доли Д от реал с\х прод в общем Д от реал по итогам н периода. УСН - опасно неоднокр приближ (2 и более раза) к предельн зн показ: 1-доля уч др орг в д-ти н\п – не более 25%. 2-ср числ работников за н.пер 98- 100 чел. 3- остаточная ст-ть ОС и НМА – около 100 млн руб. 4- предельный р-р Д по итогам н пер не более 20 млн + индексация. ЕНВД – 1-площадь торг зала магазина по каждому объекту розн торг – не более 150 м кв. 2- площадь зала обслуживания посетителей орг общ питания – не более 150 м кВ. 3- колич а\трансп средств у н\п на праве собств или ином праве для оказания трансп услуг – не более 20 ед. 4- площадь спальн помеш в каждом объекте, исп для оказания усл по временному проживанию – не более 500 м кВ. 12.Взаидействие с фирмами-однодневками для получ необосн н выгоды. 2 момента получения необоснов н выгоды:1- ф-одн позволяет осущ фиктивный расход и получать вычеты по косв н. 2- ф-одн позволяет перенести нал нагрузку на лиц, не исполняющих н обязанности путем включения в схему продаж нескольких посредников, к-е не явл плательщиками к-л налога. ФНС выявило ряд признаков, свидетельствующих о взаимоотн н\п с ф-одн и об осущ д-ти с высоким н риском. Чтобы полностью искл осущ сделок с высоким н риской орг-м необходимо самост по мнению ФНС проверять своих контрагентов по данным признакам: *1. При закл договора необходимо проверять личность и полномочия лица, подписывающего договор, потребовав паспорт. Собрать инф о месте нахождения поставщика и его складов. Проверить факт рег контраг в ЕГРЮЛ через сайт ФНС и осущ проверку по максимально возможным признакам отношения орг к ф-одн. *2. Н\п нужно исключить сомнительные опер при рассч своих н обязательств за соотв период, исключив опер с ф-одн. *3.Н\п необходимо подать в н.о. уточненную декл с пересчетом н обязательств и уплатить в бюдж возникшую недоимку и пени. *4.К декл необх приложить пояснения, в которых указать, что орг подает уточн декл в связи с недостоверностью док-х св-в, необходим осмотрительности при выборе отдельн контраг с целью снижения н риска. В этих поясн нужно сообщ, что взаимоотнош с недобросов н\п не носят системного хар и не сод-т умысла получить необоснованную выгоду и указать, что орг-ей были приняты все добр-е меры по устранению необосн н выгоды.

Кроме осн критериев отнесения н\п к недобросов, разраб ФНС, могут разраб дополнкритерии рег орг ФНС: 1.Темп роста собственного капитала меньше заемного. 2.Оборотные активы растут медленнее ВНО. 3.Полное отсутствие или незначит к-во ОС. 4. Отсутствие роста доли активных объектов (авто,оборуд) в общем V ОС для произ-ых компаний; 5.Прибыль от реал в несколько раз выше прибыли до н\о(основание провед НП на завышение расходов н\п и заниж н на Прибыль). 6.Затраты на 1 руб реал продукции больше, чем в среднем по отрасли. 7.Значительный прирост комм и управл расх, без роста продаж. 8.Несоотв совокуп Д, указанного в декларир совок Д, отраж в бух учете. 9. Уплата н\п примен-его УСН, минимального налога при объекте налогооб. д-р. (возник. подозрение, что организ не законно увелич Р); 10.Начисление и уплата н\п примен-его СНР НДС, котор его контр-агент вел-т в состав налог.вычетов; 11. Низкая выручка при осущ-ии деят-ти в высоко дох-ой сфере бизнеса(торговля, туризм, брокерские компании).

Отдельно каждый критерий сам по себе не свидет-т об однозначной недобросов н\п, а совокупность ряда критериев повышает вероятность включ данного н\п в план ВНП.

Автоматический отбор н\п. В ФНС разработала и внедрила к применению под грифом ДСП 109 признаков, по к-м сотрудники н.о. должны проверять н. п\нар. В наст время – общедост. Критерии объеденены в 3 группы (внутри каждой группы – подгруппы): 1.призн, выявл на этапе регистр. 2.на этапе постановки на н учет. 3.в ходе д-ти орг. Эти 109 признаков положены в основу формирования базы для автоматического отбора н\п ЮЛ, сокращ назв ЮЛ-КПО. Ее осн задача – облегчить Нконтр и упростить поиск н п\нар. В эту базу должна попадать каджая орг, явл как добросовестным, так и недоброс н\п. напротив каждого из 109 критериев в отношении каждого н\п ставится отметка, к-я свидет-ет о наличии данного признака у орг. Действует принцип рейтинга (у кого набирается большое кол-во этих признаков, та орг и поднимается программой на самый верхний ур недоброс-ти). При этом разный ур недоброс имеет разную значимость, и продвижение по списку недобросовестности осущ на основе значимости этих критериев. Если в н.о. поступает инф, что тот или иной признак больше не соотв-т данному н\п, то убир пометка и рейтинг недобр н\п снижается. В формир этой базы должны принимать участие не только н.о., но и гос и негос структуры. Росстат д передать инф о численности орг за последний год. ТО – об осущ экспортной д-ти н\п и уплате тамож НДС и пошлин. Внеб гос ф – информ о порядке начисления страховых взносов и своевременности их уплаты. МВД и ОВД – инф о н п\нар и н преступлениях. ГИБДД о кол-ве зарег а\тр средств. Минюст – о подучетных нотариусах и их д-ти. Орг Тепло, водо, газо, электроснабжения – о размерах потребляемых ресурсов. Банки – о наличии счетов и движении по счетам. В связи с тем, что для данной базы необх большое кол-во инф, поступающей в н.о. из внешних источн и зачастую инф поступает с нарушением сроков, то ФНС не удается качественно внедрить эту базу и полностью запустить. Эти 109 призн применяются н.о. при отборе н\п для составл плана вручную.

5.6.7Порядок составления плана ВНП. Провед-ие ВНП начин-ся с вынесения решения о проведении проверки, котор вынос-ся и подп-ся рук н.о. (зам). В этом решении должно быть отражено: 1.Полное и сокращ наим орг (ИП); 2. Сведения о предмете проверки т.е. о н, правильность исчисл и уплата которых должны быть проверены и за какой период; 3. ФИО, должности сотрудн-ов н.о.провод проверку.

План – конфиденц док и разглашению не подлежит. Дата вынесения решения о ВНП яв-ся началом проверки.Кол-во ВНП в календ году опр из имеющихся кадровых ресурсов и предполагаемого объема работ. Проверяющая гр составл исходя из объема проверки и пров-х налогов из квалиф-х спец-в н.о. Внутри провер гр происходит распределение обязанностей исходя из квалиф каждого сотр. После опр состава пров гр выносится решение в соотв периоде о проведении проверки. План ВНП может коррект-ся с уч докум-х записок с обоснованием невозможности или нецелесообр проведения ВНП либо при вкл новых н\п, к-е ранее не попали в план ВНП, но подлежат обязательной ВНП (при ликвид, реорг). Перед началом проведения ВНП сост-ся прог-ма котор предст-т собой перечень вопросов подлеж-их выяснению в ходе проверки. Вкл след вопросы проверки: 1. Правил-ти и полноты отражения в БУ и БО выручки от реализ-ии Т.Р.У; 2. Дост-ти данных учёта фактич издержек, правиль и полноты отраж ы БУ и БО затрат; 3. Правиль и полноты отраж в БУ иБО Д и Р; 4. Правиль исчисл и своевр уплаты, каждого из провер-х н, с и др платежей; 5. Наличие лицензии; 6. Проверку внешне-эк деят-ти и соблюд-ие валютного зак-ва; 7. Соблюд-ие устан-ого порядка примен-ия ККТ и операций с налич денеж ср-ми.

Программа ВНП утвер-ся рук н.о.(зам). В ходе предпровер-ого анализа произв-ся изучение инфы о н\п вкл-ого в план ВНП и исходя из этого формир состав провер-ей группы.В ходе изучения инвф о н\п уточн-ся сфера его фин-хоз деят-ти, оценив-ся объём работы и опред-ся колич и качест персональный состав провер-ей группы с учётом масштабов и спец-ки деят-ти н\п.Определя-ся есть ли необх-ть в привлеч ОВД, разраб-ся метод проверки, вопросы подлеж проверки, обяз-ти членов проверки.

8.Подготовка проекта решения о проведении ВНП и программы проверки и вручение решения н\п. Проводится на осн решения, подписанного рук н.о. Форма этого реш утв Приказом ФНС. Данное реш д сод-ть след сведения: 1.наименование н.о.; 2.номер решения и дату его вынесения; 3.наименование н\п,н\а,ИП;4. ИНН; 5.КПП. 6.периоды ФХД н\п,н\а либо его филиала или представительства, за которые проводится П; 7.предмет П – н, правильность их исч и своевр уплаты; 8.ФИО, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных органов; 9.подпись лица, вынесшего решение, с указанием его ФИО, должности и классного чина. Правильность заполнения всех этих реквизитов определяет правомерность проведения ВНП и полномочия членов проверяющей группы. Ст 89 НК устанавливает ограничения, к-е д.б. учтены при проведении ВНП и принятия решения о проверке: 1. Не допускается назначение в теч 1 календ года двух и более ВНП по одним и тем же н за один и тот же пери­од. 2.В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении П. 3Запрещается проведение повторных ВНП по одним и тем же н за уже проверенный н период (кроме случаев, предусмотренных НК). 4.Продолжительность ВНП не более 2 мес (этот срок м.б. продлен до 4 мес, а в некоторых случаях до 6). При подготовке и вынесении решенияо проведении ВНП необх учитывать след обстоятельства: 1.Назначать и проводить ВП филиалов и представительств н\п можно независимо от проведения проверок самого н\п. 2.ВП, осущ-ая в связи с реорг\ликвид, а также назначаемая вышест орг, может проводиться вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. 3.Ограниченный срок проведения ВНП, включает в себя время факт нахождения проверяющих на тер н\п.

В отношении ВНП может возникнуть необходимость в изменении первоначально принятого решения. Напр, при увольнении сотр, к-й д.б. проводить ВП и назначении нового. В этом сл рук н.о. (зам) вносит изменения в решение о проведении ВНП. При подготовке решения о ВНП должна учитываться программа проведения ВНП, которая представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки: (то же самое было выше).

В ходе предпров-ой подготовки не возможно определить все проблемы, котор могут возникнуть в ходе проверки, поэтому действия провер-их в последствии могут коррект-ся с учётом конкр-х обст-тв. Вынесенное решение о провед-ии проверки вручается н\п при прибытии провер-ей группы на место проверки с предъявлением удостоверения должн лица н.о.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: