Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Pn =N-Sпр-Sком-Sупр
Где N – выручка;
Sпр – с/с реализованной продукции;
Sком – коммерческие расходы;
Sупр – управленческие расходы; Pn – прибыль от продажи. Анализ 1 уровня прибыли по факторам первого порядка происходит следующим образом |
базисный | отчетный | изменение | влияние на P n | |
N | +20 | +20 | ||
S пр | -10 | +10 | ||
Sком | +30 | -30 | ||
Sупр | -5 | +5 | ||
P n | -10 | -5 | +5 |
Таким образом, снижение с/с на 10 единиц и управленческих расходов положительно влияют на прибыль, а увеличение коммерческих расходов – отрицательно.
Факторами второго порядка являются те факторы, которые воздействуют на факторы первого порядка (объем реализации, структура, уровень цен и т.д.).
Для анализа 2 уровня необходимо скорректировать показатели с учетом инфляции.
базисный | отчетный | отчетный скорректир. | |
N | |||
S пр | |||
Sком | |||
Sупр | |||
P n |
1) Изменение прибыли под влиянием количества реализованной продукции определяется путем:
2) Изменение прибыли под влиянием изменения с/с:
3) Изменение прибыли под влиянием изменения коммерческих расходов:
4) Изменение прибыли под влиянием изменения управленческих расходов:
5) Изменение прибыли в результате изменения цен:
6) Изменение прибыли в результате изменения структуры производства и реализации продукции:
По результатам ранжируются наиболее значимые факторы, и определяется возможность влия