Факторный анализ прибыли

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Pn =N-Sпр-Sком-Sупр

Где N – выручка;

Sпр – с/с реализованной продукции;

Sком – коммерческие расходы;

Sупр – управленческие расходы; Pn – прибыль от продажи. Анализ 1 уровня прибыли по факторам первого порядка происходит следующим образом
  базисный отчетный изменение влияние на P n
N     +20 +20
S пр     -10 +10
Sком     +30 -30
Sупр     -5 +5
P n -10 -5   +5

Таким образом, снижение с/с на 10 единиц и управленческих расходов положительно влияют на прибыль, а увеличение коммерческих расходов – отрицательно.

Факторами второго порядка являются те факторы, которые воздействуют на факторы первого порядка (объем реализации, структура, уровень цен и т.д.).

Для анализа 2 уровня необходимо скорректировать показатели с учетом инфляции.

  базисный отчетный отчетный скорректир.
N      
S пр      
Sком      
Sупр      
P n      

1) Изменение прибыли под влиянием количества реализованной продукции определяется путем:

2) Изменение прибыли под влиянием изменения с/с:

3) Изменение прибыли под влиянием изменения коммерческих расходов:

4) Изменение прибыли под влиянием изменения управленческих расходов:

5) Изменение прибыли в результате изменения цен:

6) Изменение прибыли в результате изменения структуры производства и реализации продукции:

По результатам ранжируются наиболее значимые факторы, и определяется возможность влия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: