Роль в группе по Белбину

«В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот социальный феномен групповой динамики впервые был раскрыт М. Белбиным, исследователем лаборатории менеджмента в Кембридже (Великобритания). Разгаданный им феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль.

Первая роль — чисто функциональная и вытекает из формальной структуры организации. Но вторая роль, которую Белбин назвал «ролью в группе», гораздо менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности коллектива. Путем обширных и тщательно разработанных экспериментов он выделил и описал всего восемь деловых ролей, которые только и могут играть члены коллектива; других ролей в группе просто не существует. Эти восемь ролей в коллективе следующие: «лидер», «реализатор», «генератор идей», «объективный критик», «организатор или начальник штаба», «снабженец», «душа коллектива», «отделочник или контролер» (названия ролей несколько отличны от данных Белбиным и приближены к более понятным отечественным синонимам).

1. Не в каждую группу непременно должно входить восемь членов — по числу ролей. Вполне возможно, а нередко желательно и даже необходимо, чтобы лицо, входящее в группу, играло более одной роли. Важно, что в успешно действующей группе каждую из восьми ролей играет по крайней мере один человек, и все восемь ролей оказывают свое влияние в процессе жизнедеятельности группы.

2. При формировании организации в ней должны быть представлены те, личностные характеристики которых охватывают весь диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей были реализованы. Если организация действует не очень успешно, следует проанализировать ее состав в свете рассматриваемых ролей. Возможно, обнаружится, что в ней никто не играет какой-либо из важных ролей.

Условное название роли Характерные черты личности Положительные качества Приемлемые недостатки
Лидер Способен, уверен в себе, с развитым самообладанием Способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности
Реализатор Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других, общителен Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообманом Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение
Генератор идей Индивидуалистичен, с серьезным складом ума Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу
Объективный критик Трезвость, осторожность, малая эмоциональность Осмотрительность, рассудительность. здравый ум, практичность, настойчивость Неспособность увлечься самому и увлечь других
Организатор, или начальник штаба Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением Организационные способности и практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям
Снабженец Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом. легко разрешает возникающие трудности Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальный энтузиазм
Душа группы Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми С готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы Нерешительность в критические моменты
Отделочник, или контролер Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег

Нужно постараться либо изменить состав организации, пополнив ее соответствующими сотрудниками, либо сориентировать определенных членов организации на выполнение соответствующих ролей.

3. При укомплектовании штатов нельзя сосредоточивать внимание только на руководителе и его заместителях. Необходимо стремится подобрать таких людей, чтобы был обеспечен возможно более широкий охват всех ролей.

4. Должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов группы, нежели другие роли. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли «лидера» и «генератора идей». «Лидер» должен быть властным, авторитетным и вдохновляющим, вызывающим доверие, выискивающим таланты и способности у членов группы и знающим, как их употребить на пользу дела. Для того чтобы группа действовала успешно, в ней должен быть один сильный «генератор идей» (если в группе много «генераторов», она погрязнет в бесплодных дебатах и дискуссиях)».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Познание — важнейшая форма социализации и ее непременный элемент.

Выделяют первичную и вторичную стадии С. Первичная характеризует развитие ребенка с самых ранних его ступеней до формирования зрелой личности. На первой фазе преобладает С. под влиянием воспитания, образования и формирования личности. Вторичная С. характеризует развитие зрелой личности под воздействием социальных институтов. С. сопровождает всю жизнь человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. На развитие личности и ее С. оказывают влияние биологические факторы, в том числе наследственность, а также окружающая природная среда. С. изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами. В отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) разработана теория социальной деятельности как основа С.

Представитель символического интеракционизма Д ж. Г. Мид рассматривает С. как освоение социальных ролей в процессе социального взаимодействия. Так формируются возможности индивидуальной С, в ходе которой освоение ролей сопряжено с освоением социально-культурных значений и символов, развитием образного мышления и интеллекта. Мид выделял две основные стадии С. — стадию игры и стадию соревнования. На первой ребенок подражает социальным ролям, произвольно переходит от одной роли к др. или играет только одну роль. Вторая стадия соответствует командной игре, при которой эффективное выполнение роли обязывает человека к знанию роли остальных представителей команды (вратарь должен знать роли остальных членов команды, чтобы выполнить свою роль). Эта игра накладывает ограничение на смену роли. С. вторичная связана с поведением в первичной группе, в которую включен человек, и в обществе в целом как в команде. 3. Фрейду принадлежит анализ С. биологической природы человека и его первичных влечений. Он считает, что агентами С. ребенка выступают родители, семья, С. заканчивается к 5—6 годам. По мнению Э. Эриксона, который дает наиболее широкую трактовку, С. осуществляется в течение всей жизни путем решения некоторых проблем, которые возникают на разных этапах. Жизнь подразделяется им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а остальные — к взрослому возрасту.

На каждом этапе преодолеваются антиномии, одна из которых направлена на углубление С, а др. — на замыкание в себе. Грудной возраст: осуществляется выбор между доверием и недоверием к внешнему миру, где доверие характеризует наиболее успешную С. Один—два года: выбор между автономией и сомнением, формируется автономия и личная ценность или сомнение. Формирование чувства автономии сопутствует развитию таких качеств, как ощущение личной ценности и ответственности. От трех до пяти: выбор между инициативой и чувством вины. Пресечение инициативы формирует чувство вины и ослабляет С.

Младший школьный возраст: трудолюбие или неполноценность. Юность: становление индивидуальности (идентификация) или ролевая диффузия, ощущение своей индивидуальности или расплывчатое Я. Начало взрослого периода: интимность или одиночество. Средний возраст: творческая активность или застой. Старость: умиротворение или отчаяние. С. включает в самом начале развития человека получение знаний с помощью органов чувством, типизации ощущений; категоризацию восприятий, в том числе с помощью языка, из чего вырастают знания здравого смысла и повседневности. Дальнейший запас знаний определяется жизнедеятельностью индивида, его конкретной биографией.

Наряду с С. может происходить десоциализация — утрата ценностей, норм, знаний, в том числе и знания своей культуры, вымывание социального, откат от социального и приближение к биологическому как при неблагоприятных общественных трансформациях, так и в особых личностных условиях, при разрушении повседневности. С. и ресоциализация тесно связаны; последняя характеризуется радикальнй сменой прежних социальных установок, системы ценностей, утратой личностной идентичности. Необходимо отличать ресоциализацию от вторичной С. Вторичная С. продолжает углубление полученных прежде социальных навыков, знаний и общественно принятых форм поведения. Ресоциализация — это новая С, ломающая прежние социальные установки после радикальных изменений в обществе или разрушения привычного образа жизни; невозможность решить новые проблемы методами, полученными в результате прежней С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: