Занятие восьмое

Тема: «Дактилирование предложений». Цель: упражнение в дактилировании и считывании слов и предложений.

Содержание и ход занятия

1. Дактильная зарядка.

а) Сначала студенты упражняются в передаче дактильного алфавита.

0<?

3 Заказ 126


б) На следующем этапе происходит дактильная передача слов и предложений (2—3 раза) с разной скоростью. Переда­ваемые слова: Москва, столица, город, район, улица, школа, ди­ректор, учительница, пионеры, комсомольцы, учащиеся, школьни­ки, ребята, учебники, тетради. Передаваемые предложения: Бу­дем писать. Будем считать. Будем решать задачу. Иди сюда. Читай. Пиши здесь.

2. Проверка домашнего задания.

Преподаватель просит (поочередно) трех-четырех человек продактилировать составленный ими текст. Другие считывают с руки и отмечают встречающиеся неточности.

В ходе проверки домашнего задания выявляется отношение студентов к выполнению заданий по технике дактилирования. Одновременно исправляются»допущенные ошибки и указываются пути их исправления.

3. Самостоятельная работа студентов (по подгруппам).

Студенты поочередно передают слова и предложения, содер­жащиеся в составленном ими дома тексте. Группа считывает их с руки и делает необходимые замечания.

Перед выполнением этого вида работы дается инструкция, содержащая следующие пункты.

1) Дактилировать четко.

2) Все дактилируемые слова считывать правильно.

3) Постепенно увеличивать скорость дактилирования.

4) Каждому студенту передать и прочитать слова не менее
чем два раза.

5) Произвести индивидуальный учет прочитанных слов.

4. Дактилирование и считывание предложений и небольших
текстов.

При переходе к этому виду работы преподаватель сообщает студентам, что при дактилировании предложений необходимо: четко и выразительно передавать каждое слово, делать паузы между словами и предложениями, соблюдать темп, ритм, инто­нацию, акцентировать внимание на логическом ударении.

Преподаватель демонстрирует дактилирование предложений и небольших текстов.

5. Упражнение в дактилировании предложений под устную
диктовку.

Преподаватель диктует предложения. Студенты дактилируют воспринятые на слух предложения. Приведем примерные пред­ложения: Советские люди проложили дорогу в космос. Народ славит героев. Вся наша страна, весь советский народ живут сейчас одним стремлениемвыполнить решения XXIV съезда КПСС, внести свой вклад в великое дело построения коммуниз­ма в нашей стране. Юноши и девушки! Настойчиво учитесь ра­ботать и жить по-коммунистически! Формирование нового челове­каодна из главных задач партии в коммунистическом строи­тельстве.


6. Упражнение в самостоятельном дактилировании предло­
жений.

Студентам раздаются отпечатанные на карточках предложе­ния. После этого предлагается поупражняться в их дактилиро­вании. Предложения дактилируются по два-три раза. Остальные должны считать передаваемое и указать на имевшие место недо­статки.

В результате этого вида работы каждый студент дактильно передает и прочитывает от двадцати до тридцати слов. Если студент не справляется на данном этапе с этим видом работы, он может дактилировать другие предложения.

7. Упражнение в дактилировании предложений с проговари-
ванием.

Данное упражнение выполняется совместно с преподавате­лем, самостоятельно, перед группой.

Дактилируются и произносятся следующие предложения: Здравствуйте, ребята! Сейчас будет урок развития речи. Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Какая сегодня погода?

Задания для самостоятельной работы дома.

1. Написать текст и отработать его с учетом всех требований
к дактильной речи в среднем темпе с проговаривавшем. Проста­
вить орфоэпические знаки.

2. Уточнить (по часам) максимальную скорость дактилиро­
вания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: