Понятие и содержание гос. Рег. и упр. в области исп. и охраны земель

В настоящее время законодательство об охране и использовании земель для характеристики государственно-властной деятельности по отношению к землям использует схожие понятия – гос. управление и гос. регулирование, не делая разграничения между ними. Деятельность уполномоченных гос. органов обозначается обобщенным понятием «гос. регулирование и управление в области использования и охраны земель»

Гос. управление землями представляет собой урегулированную нормами права исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по организации эффективного использования и охраны земель.

Управление в области использования и охраны земель является составной частью управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Главной задачей государственного управления в рассматриваемой области является организация эффективного использования и охраны земель. Рациональное использование земель входит в понятие эффективного использования и должно обеспечиваться в процессе государственного управления в этой области.

При этом гос. органы не занимаются непосредственно эксплуатацией земли, ее хозяйственным использованием или охраной. Деятельность уполномоченных государственных органов по управлению землями носит организационный характер, и вытекает не из правомочий государства-собственника, а из его публичных полномочий, и основана на принципе разделения властей. Государство осуществляет управление землями через свои органы, но не как собственник, а как публичный субъект (носитель государственной власти).

Объектом гос. управления в этой области являются все земли РБ, поэтому система гос. управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает деятельность всех землепользователей. Единство выражается в единстве содержания (функциях) и единых методах государственного управления по отношению к государственным и частным землям. Различаются только полномочия государственных органов по отношению к данным землям.

Гос. управление землями является межотраслевой деятельностью, не связанной с какой-либо одной отраслью экономической и социальной жизни, а распространяется на все земли, независимо от форм собственности и форм использования земли.

Гос. управление в сфере землепользования имеет административный характер и основано на началах власти и подчинения. Гос. регулирование является более широким понятием, которое включает в себя административные и экономические способы воздействия на субъектов земельных отношений. Экономические способы реализуются через экономический механизм землепользования, который является составной частью экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, и постепенно находит закрепление в земельном законодательстве (например, в виде платы за предоставление и пользование земельными участками, возмещение правомерных убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства).

Содержание гос. управления землями составляют функции управления, вид и характер которых определяется социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации эффективного исп. и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.

К функциям управления землями относятся следующие:

планирование в области использования и охраны земель;

распределение и перераспределение земель;

учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

землеустройство;

мониторинг земель;

государственный контроль за использованием и охраной земель;

разрешение земельных споров в административном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: