ТЕМА 10. Формы государственного управления

Задачи

Задача 1

После участия в координационном совещании руково­дящих работников системы МВД России, посвященном вопросам повышения эффективности работы этих органов по обеспечению безопасности дорожного движения и про­филактике соответствующих административных правона­рушений среди пассажиров и водителей общественного транспорта (транспорта общего пользования), начальник ОГИБДДпри городском УВД издал соответствующий при­каз о проведении подчиненными ему сотрудниками ряда конкретных мероприятий, направленных на реализацию методических рекомендаций, принятых по результатам упомянутого выше координационного совещания. Так, в частности:

а) проведены соответствующие лекции в общеобразовательных школах, расположенных в местах с наибольшей интенсивностью дорожного движения;

б) проведен общегородской конкурс среди молодежи на
знание правил дорожного движения;

в) проведены соответствующие проверки в автотранспор­тных предприятиях города, по результатам которых
было составлено более 50 протоколов об администра­тивных правонарушениях;

д) по результатам рассмотрения большинства из выявлен­ных административных правонарушений, связанных с
эксплуатацией транспортных средств общего пользова­ния, были выданы предписания руководителям соот­ветствующих транспортных предприятий на устране­ние причин и условий, способствующих совершению тех
или иных административных правонарушений;

е) водителей транспортных организаций, не имеющих в
течение последних трех лет нарушений правил дорож­ного движения и не привлекавшихся за это к административной ответственностью, поощрили соответству­ющими благодарственными письмами от имени началь­ника ОГИБДД.

Поистечении отчетного периода (очередного квартала) в вышестоящие органы системы МВД России был отправлен соответствующий отчет о проделанной работе, свидетельству­ющий о том, что все проведенные мероприятия в совокупно­сти привели к снижению уровня травматизма и соответству­ющих правонарушений на дорогах города с участие пешехо­дов и транспортных средств общего пользования.

Какие формы управленческой деятельности в зависи­мости от их видовой классификации встречаются в усло­виях данной задачи? Перечислить и охарактеризовать каж­дую через соответствующий пример.

А какие методы государственного управления при этом были использованы? Перечислить и охарактеризовать каж­дый применительно к соответствующему примеру

Задача 2

Что из перечисленного ниже (т. е. какие конкретные действия) и почему (обосновать) нельзя отнести к админис­тративно-правовым формам деятельности субъектов испол­нительной власти: принятие административного регламен­та работы того или иного структурного подразделения; ре­гистрацию поступающей по почте корреспонденции (предложений, заявлений и жалоб); заключение договора подряда со строительной организацией на ремонт здания; издание приказа о наложение дисциплинарного взыскания на сотрудника данного органа; проведение «планерки» (еже­недельного планового совещания) по текущим вопросам в деятельности органа; выступление начальника на ежегод­ном итоговом собрании всего коллектива; выступление на­чальника на торжественном мероприятии, посвященном сдаче в эксплуатацию нового здания информационно-тех­нического центра, входящего в структуру данного органа; подачу в суд искового заявления о принудительном взыс­кании с того или иного юридического лица обязательных платежей в государственный бюджет; издание приказа о назначении на должность начальника того или иного струк­турного подразделения данного государственного органа; устное распоряжение начальника по организационным воп­росам в деятельности соответствующего структурного под­разделения; рассмотрение дела об административном пра­вонарушении и вынесение соответствующего постановления по нему?

Остальные примеры распределить исходя из подразде­ления форм управления на правовые и не правовые, вне­шние и внутренние, словесные и конклюдентные.

Задача 3

В территориальном органе федерального органа испол­нительной власти в течение рабочего дня уполномоченными на это лицами были совершены следующие служебные дей­ствия: утверждены три должностные инструкции; уволен один сотрудник; составлено несколько протоколов об адми­нистративных правонарушениях; выданы три справки со­трудникам, подтверждающих их место и стаж работы; объяв- лена благодарность двум сотрудникам одного из отделов; зарегистрирована поступившая в орган корреспонденция; отдано более трех десятков устных распоряжений на совер­шение тех или иных юридически значимых действий; издан приказ о командировании шести сотрудников; выписаны шесть командировочных удостоверений; составлен и утвер­жден отчет о результатах деятельности органа по итогам полугодия; составлено и отправлено в суд исковое заявление по вопросам функциональной направленности деятельности органа в рамках соответствующей правовой защиты интере­сов государства; рассмотрено шесть возбужденных ранее дел об административных правонарушениях и вынесены соот­ветствующие постановления по ним; заключено два догово­ра гражданско-правового характера; изучены три представ­ления прокурора о нарушении действующего законодатель­ства и даны соответствующие письменные указания об устранении причин нарушения законности соответствующи­ми должностными лицами; проведено совещание руководи­телей структурных подразделений, по результатам которого утвержден план мероприятий, направленных на профилак­тику административных правонарушений в подконтрольной данному органу исполнительной власти сфере государствен­ного управления.

Какие из указанных действий не являются изданием правовых актов управления?

Работа с источниками:

Задание 1.

Провести сравнительный анализ правовых актов уп­равления' с другими актами государственных органов и общественных организаций, в частности, с законами, с су­дебными актами (приговорами, решениями, постановле­ниями и определениями), с актами прокурорского надзо­ра, с актами договорного характера, с актами обществен­ных организаций, а также с документами, имеющими юридическое значение (всевозможными дипломами, атте­статами, свидетельствами, справками и т. п.), и обычны­ми служебными документами (всевозможными рапорта­ми, служебными записками, стенограммами совещаний, протоколами собраний и т. п.).

Результаты сравнительного анализа оформить в виде соответствующей таблицы, указав тезисно (буквально одной-двумя фразами) принципиальное отличие правовых актов управления от каждого из указанных выше актов.

Принципиальное отличие правового акта управления от:
Закона  
судебного акта  
акта прокурорского надзора  
договора  
акта общественной организации  
документа, имеющего юридическое значение  
обычного Служебного документа  

Задание 2.

Перечисляя на семинарском занятии по администра­тивному праву виды правовых актов управления, студент Лукьянов упомянул среди прочего и административный договор.

Согласны ли вы с таким утверждением? Что такое «ад­министративный договор» и какова юридическая природа данного правового акта?

Задание 3.

Перечислите, какие правовые акты (по наименованию) могут издавать следующие органы исполнительной власти и должностные лица:

- правительство РФ и Председатель Правительства;

- федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, их руководители;

- руководитель аппарата Правительства РФ;

- глава администрации субъекта РФ;

- генеральный директор государственного унитарного предприятия;

- ректор государственного вуза.

Какова юридическая сила правовых актов управления, принимаемых вышеперечисленными органами исполнительной власти и должностными лицами?

Задание 4.

Заполните карту сравнительного анализа:

  Постановление правительства Закон субъекта РФ Приговор суда Контракт о воинской обязанности
Чье волеизъявление содержат?        
Нормативный и (или) индивидуальный?        
Какой отраслью права регулируется порядок принятия (заключения)?        
Срок вступления в силу        
Кто вправе отменить?        
Может ли быть секретным        
Формой какого вида государственной власти является?        

Творческие задания:

3. Составьте кроссворд по теме, не менее 20 слов.

4. Подготовьте реферат (презентацию) по темам:

Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти

Административно-правовой договор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: