Задачи
Задача 1
После участия в координационном совещании руководящих работников системы МВД России, посвященном вопросам повышения эффективности работы этих органов по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактике соответствующих административных правонарушений среди пассажиров и водителей общественного транспорта (транспорта общего пользования), начальник ОГИБДДпри городском УВД издал соответствующий приказ о проведении подчиненными ему сотрудниками ряда конкретных мероприятий, направленных на реализацию методических рекомендаций, принятых по результатам упомянутого выше координационного совещания. Так, в частности:
а) проведены соответствующие лекции в общеобразовательных школах, расположенных в местах с наибольшей интенсивностью дорожного движения;
б) проведен общегородской конкурс среди молодежи на
знание правил дорожного движения;
в) проведены соответствующие проверки в автотранспортных предприятиях города, по результатам которых
было составлено более 50 протоколов об административных правонарушениях;
|
|
д) по результатам рассмотрения большинства из выявленных административных правонарушений, связанных с
эксплуатацией транспортных средств общего пользования, были выданы предписания руководителям соответствующих транспортных предприятий на устранение причин и условий, способствующих совершению тех
или иных административных правонарушений;
е) водителей транспортных организаций, не имеющих в
течение последних трех лет нарушений правил дорожного движения и не привлекавшихся за это к административной ответственностью, поощрили соответствующими благодарственными письмами от имени начальника ОГИБДД.
Поистечении отчетного периода (очередного квартала) в вышестоящие органы системы МВД России был отправлен соответствующий отчет о проделанной работе, свидетельствующий о том, что все проведенные мероприятия в совокупности привели к снижению уровня травматизма и соответствующих правонарушений на дорогах города с участие пешеходов и транспортных средств общего пользования.
Какие формы управленческой деятельности в зависимости от их видовой классификации встречаются в условиях данной задачи? Перечислить и охарактеризовать каждую через соответствующий пример.
А какие методы государственного управления при этом были использованы? Перечислить и охарактеризовать каждый применительно к соответствующему примеру
Задача 2
Что из перечисленного ниже (т. е. какие конкретные действия) и почему (обосновать) нельзя отнести к административно-правовым формам деятельности субъектов исполнительной власти: принятие административного регламента работы того или иного структурного подразделения; регистрацию поступающей по почте корреспонденции (предложений, заявлений и жалоб); заключение договора подряда со строительной организацией на ремонт здания; издание приказа о наложение дисциплинарного взыскания на сотрудника данного органа; проведение «планерки» (еженедельного планового совещания) по текущим вопросам в деятельности органа; выступление начальника на ежегодном итоговом собрании всего коллектива; выступление начальника на торжественном мероприятии, посвященном сдаче в эксплуатацию нового здания информационно-технического центра, входящего в структуру данного органа; подачу в суд искового заявления о принудительном взыскании с того или иного юридического лица обязательных платежей в государственный бюджет; издание приказа о назначении на должность начальника того или иного структурного подразделения данного государственного органа; устное распоряжение начальника по организационным вопросам в деятельности соответствующего структурного подразделения; рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение соответствующего постановления по нему?
|
|
Остальные примеры распределить исходя из подразделения форм управления на правовые и не правовые, внешние и внутренние, словесные и конклюдентные.
Задача 3
В территориальном органе федерального органа исполнительной власти в течение рабочего дня уполномоченными на это лицами были совершены следующие служебные действия: утверждены три должностные инструкции; уволен один сотрудник; составлено несколько протоколов об административных правонарушениях; выданы три справки сотрудникам, подтверждающих их место и стаж работы; объяв- лена благодарность двум сотрудникам одного из отделов; зарегистрирована поступившая в орган корреспонденция; отдано более трех десятков устных распоряжений на совершение тех или иных юридически значимых действий; издан приказ о командировании шести сотрудников; выписаны шесть командировочных удостоверений; составлен и утвержден отчет о результатах деятельности органа по итогам полугодия; составлено и отправлено в суд исковое заявление по вопросам функциональной направленности деятельности органа в рамках соответствующей правовой защиты интересов государства; рассмотрено шесть возбужденных ранее дел об административных правонарушениях и вынесены соответствующие постановления по ним; заключено два договора гражданско-правового характера; изучены три представления прокурора о нарушении действующего законодательства и даны соответствующие письменные указания об устранении причин нарушения законности соответствующими должностными лицами; проведено совещание руководителей структурных подразделений, по результатам которого утвержден план мероприятий, направленных на профилактику административных правонарушений в подконтрольной данному органу исполнительной власти сфере государственного управления.
Какие из указанных действий не являются изданием правовых актов управления?
Работа с источниками:
Задание 1.
Провести сравнительный анализ правовых актов управления' с другими актами государственных органов и общественных организаций, в частности, с законами, с судебными актами (приговорами, решениями, постановлениями и определениями), с актами прокурорского надзора, с актами договорного характера, с актами общественных организаций, а также с документами, имеющими юридическое значение (всевозможными дипломами, аттестатами, свидетельствами, справками и т. п.), и обычными служебными документами (всевозможными рапортами, служебными записками, стенограммами совещаний, протоколами собраний и т. п.).
|
|
Результаты сравнительного анализа оформить в виде соответствующей таблицы, указав тезисно (буквально одной-двумя фразами) принципиальное отличие правовых актов управления от каждого из указанных выше актов.
Принципиальное отличие правового акта управления от: | |
Закона | |
судебного акта | |
акта прокурорского надзора | |
договора | |
акта общественной организации | |
документа, имеющего юридическое значение | |
обычного Служебного документа |
Задание 2.
Перечисляя на семинарском занятии по административному праву виды правовых актов управления, студент Лукьянов упомянул среди прочего и административный договор.
Согласны ли вы с таким утверждением? Что такое «административный договор» и какова юридическая природа данного правового акта?
Задание 3.
Перечислите, какие правовые акты (по наименованию) могут издавать следующие органы исполнительной власти и должностные лица:
- правительство РФ и Председатель Правительства;
- федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, их руководители;
- руководитель аппарата Правительства РФ;
- глава администрации субъекта РФ;
- генеральный директор государственного унитарного предприятия;
- ректор государственного вуза.
Какова юридическая сила правовых актов управления, принимаемых вышеперечисленными органами исполнительной власти и должностными лицами?
Задание 4.
Заполните карту сравнительного анализа:
Постановление правительства | Закон субъекта РФ | Приговор суда | Контракт о воинской обязанности | |
Чье волеизъявление содержат? | ||||
Нормативный и (или) индивидуальный? | ||||
Какой отраслью права регулируется порядок принятия (заключения)? | ||||
Срок вступления в силу | ||||
Кто вправе отменить? | ||||
Может ли быть секретным | ||||
Формой какого вида государственной власти является? |
Творческие задания:
|
|
3. Составьте кроссворд по теме, не менее 20 слов.
4. Подготовьте реферат (презентацию) по темам:
Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти
Административно-правовой договор