Системный анализ – дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решения в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы (становление системы анализа в конце XIX и начале XXв.в.).
Основные этапы системного анализа:
· определение конфигуратора
· определение проблематики
· выявление целей
· формирование критериев
· генерирование альтернатив
· построение и использование моделей
· оптимизация
· декомпозиция
· агрегатирование
Ø Конфигуратор – всякое сложно явление требует разностороннего, многопланового описания, рассмотрения с различных точек зрения.
Конфигуратор – агрегат состояний, состоящий из качественно различных языков описания системы и обладающий тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели. Пример:
1. n – мерное пространство: для задания любой точки конфигуратор – совокупность ее координат;
2. процессы, происходящие в хозяйственных комплексах: для характеристики выходного продукта производственной или обслуживающей сферы используются 3 типа показателей: 1) натуральные (экономико-технологические); 2) денежные (финансово-экономические); 3) социально-ценностные (политические, этические, эстетические);
|
|
Деятельность любой организации (завода, института, фирмы) можно описать на этих трех языках, образующих конфигурацию.
3. проектирование организационной системы.
Для синтеза организационной системы конфигуратор описания: 1) распределение власти (структуры, подчиненности); 2) распределение ответственности (структура функционирования); 3) распределения информации (организация связи, накопление опыта обучения).
При смене цели исследования конфигурация будет меняться.
Ø Проблемы и цели:
1. системное исследование всякой проблемы начинается с рассмотрения ее до проблематике, т.е. нахождение системы проблем существенно связаны с исследуемой, без учета которых, она не может быть решена;
2. постановление проблемы должны быть приведены к виду, пока они становятся задачами выбора подходящих средств для достижения заданных целей;
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.
3. по мере решения проблемы цель может меняться, и в окончательной формулировки сильно отличается от первоначальной.
Важность правильно выбранной цели состроит в том, что выбор не правильной цели приводит ни сколько к решению проблемы, сколько к появлению новых проблем.
Главными целями для систем управления могут быть:
· рост реализованной продукции;
· снижение себестоимости продукции;
|
|
· выпуск высококачественной продукции;
· выход на новые рынки сбыта продукции и др.
Ø Критерии – количественная модель качественной цели.
При формировании критериев ищется компромисс между полнотой описания цели и количеством критериев.
Критерии эффективности – степень достижения цели системы управления (дают возможность определить, хорошо или плохо работает система управления). Чем выше уровень системы управления тем сложнее формализовать ее цели и критерии эффективности.
Критерии эффективности при выборе должны удовлетворять следующим условиям:
· реально измерять эффективность системы управления
· количественно отражать эффективность системы управления
· охватывать наибольшее количество результатов системы управления
· отличаться простотой, но учитывать всю полноту результатов и затрат связанных с системой управления.
Критерии эффективности разделяют:
1. критерии эффективности первого рода – степень достижения цели системой управления в заданной области
2. критерии эффективности второго рода – оценка эффективности на некотором заданном пути достижения цели
С его помощью можно сравнить и оценить различные изменения состояний системы.
Критерии эффективности второго ранга вторичен по отношению к критерию эффективности первого ранга.
3. монокритериальные оценки эффективности – не зависимые, самостоятельные критерии эффективности.
Для многих сложных систем управления выбрать критерии эффективности первого и второго ранга не возможно. В этом случае, применяются многокритериальные оценки эффективности системы управления.
Необходимое условие – измерение эффективности или наличие способа приведения к этому условию.
Примеры критериев эффективности систем управления:
· максимум чистого дисконтированного дохода (прибыли);
· максимум роста объема реализуемой продукции;
· минимум себестоимости продукции;
· максимум внутренней нормы рентабельности;
· минимум срока окупаемости инвестиций и р.
Ø Генерирование альтернатив – формирование множества альтернатив, т.е. идеи о возможных способах достижения цели – наиболее трудный и творческий этап системного подхода.
Способы формирования альтернатив:
· поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе;
· привлечение квалифицированных экспертов, имеющих разнообразную подготовку и опыт;
· увеличение числа альтернатив за счет их комбинирования, образование промежуточных вариантов между предложенными ранее;
· модификации имеющихся альтернативы;
· интервьюирования заинтересованных лиц и широкие анкетные способы;
· генерирование альтернатив рассчитанных на различные интервалы времени (долгосрочные, краткосрочные и т.д.)
Ø Построение и использование моделей.
Метод мозгового штурма – построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, и использование условий исследования – фантазеров с исследователями – аналитиками.
Мозговой штурм проводится в два этапа:
· генерации идеи;
· практический анализ выдвинутых идей.
Собирается группа людей, специально отобранных (главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификации, опыта, способность людей к научному воображению и развитой интуиции, интеллектуальной раскованности).
Приветствуются любые идеи (возникающие индивидуально и улучшающие чужие идеи).
1. Важнейшие условия – запрещена любая критика (она тормозит воображения). Каждый участник записывает идею на карточки, зачитывает, а остальные слушают и записывают на карточки новые мысли (возникающие под влиянием услышанной).
2. в группе поддерживается атмосфера непринужденности, творчества, взаимоприемлимости;
|
|
3. можно высказывать абсолютно не реальные и фантастические идеи.
Главная задача первого этапа мозгового штурма – поиск как можно большего количества различных вариантов решение проблемы, путей достижения цели, идеи, мысли.
На втором этапе карточки собираются, сортируются и анализируются группой экспертов, аналитиков.
Основные принципы отбора:
· ни одна идея не исключается из анализа, они классифицируются обобщаются;
· группа аналитиков должна состоять из хорошо понимающих суть проблемы, обладающих четким логическим мышление и терпимостью к чужим идеям;
· для обеспечения объективности оценки и анализа идеи должны быть сформулированы четкие критерии, которыми руководствуются все члены аналитической группы;
Большое значение имеет личность и деятельность ведущего (ведущий может быть и 1-ой и во 2-ой группе или нет).
Основные качества ведущего: доброжелательность, большая творческая активность, глубокое понимание решаемой проблемы, способность организовать и поддерживать творческий процесс.
Группа формируется в 3-ий этап.
1. Отбор по потенциалу знаний, образования и опыта;
2. отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный настрой системы ценности);
3. отбор по потенциалы коммуникативности.
Для каждого этапа существуют отдельные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.
Затем сформированная группа обучается некоторым приемам совместной деятельности. Главное – сформировать понимание метода и уверенность его продуктивности, коллективизм в решении проблемы. Исследовательского типа освоение роли каждого в синектической группе.
Заключительный этап: организация продуктивной деятельности группы, освоение проблемы проведения исследовательской работы.
Метод синектики – возник в процессе практики исследования метода мозгового штурма.
Суть – в поиске и реализации возможности исследования исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблемы, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.
|
|
Формируется специальная группа «синектеров».
Отличие метода синектики от метода мозгового штурма – подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в предоставлении не завершенных идей и мыслей, которые подпитывают коллективное мышление (идей в виде нерациональной информации, метафор, образование смутных ощущений, действующих не столько на человека, сколько не его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции).
Ø Метод условной оптимизации – обычно критерии взаимосвязаны, и улучшение по одному критерию ведет к ухудшению другого.
Задача: выделить главный критерий (остальные – дополнительные, сопутствующие).
Ø Декомпозиция – разбиение на части с целью его детльного изучения. Она является одной из основных процедур системного анализа.
Задача разбивается на подзадачи, система – на подсистемы, цели – на подцели и др.
Ø Агрегатирование – установление отношений на заданном множестве элементов.