Системный подход к экономическому анализу

Системный подход к экономическому анализу - это комплексное изучение объекта с позиции системного анализа. Хозяйственная система, являющаяся объектом экономического анализа, представляет собой открытую систему, выступает как составная часть более сложной экономической системы. Системные объекты - это вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.

Вход хозяйственной системы характеризуется использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, технологических методов, научных знаний. Выход системы - это совокупность благ, служащих для удовлетворения потребностей вне этой системы.

Структурообразующей основой хозяйствующей системы, определяющей связи и характер взаимодействия её элементов, являются экономические отношения. Процесс функционирования системы сложен. Поэтому хозяйственная система расчленяется на ряд подсистем, связанных между собой как горизонтальными - по подразделениям, так и вертикальными - по подчинённости взаимодействиями. Всякий вход или выход каждой подсистемы является соответственно входом или выходом другой подсистемы.

В процессе функционирования системы выявляется определённая иерархия подсистем, поэтому система управления предприятием также имеет иерархический характер. Всякое управление предполагает наличие цели, желаемого результата, ради достижения которого осуществляется процесс управления. В основе методологии системного анализа находится операция сравнения альтернатив, проводимая для выявления «наилучшей» альтернативы, подлежащей реализации. Системный подход к изучению хозяйственных систем предполагает сопоставимость ресурсов с возможностью достижения цели.

Система - это множество, на котором реализуется заранее данное отношение с некоторыми свойствами. При всей важности этого понятия для современной науки в настоящее время не существует единого общепринятого определения понятия «система».

Широко распространено определение системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии. Другим, более широким является понимание системы как множества, для элементов которого определены некоторые отношения.

Системный анализ - методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Можно отметить следующие типичные ситуации, требующие применения методов системного анализа:

1) выявление и чёткое формулирование проблемы в условиях большой неопределённости;

2) выбор стратегии анализа и разработок на его основе;

3) точное определение систем - границ, входов, выходов и других компонентов;

4) выявление целей развития и функционирования системы;

5) выявление функции и состава вновь создаваемой системы.

Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для планирования систем вооружения на основе анализа военно – политических целей. Позже системный анализ нашёл широкое применение не только в военно – промышленном комплексе, но и в других сферах экономики Советского Союза, США и других развитых стран.

С развитием общей теории систем и с накоплением практического опыта методы системного анализа получили дальнейшее теоретическое обоснование. Подход к исследованию систем основывается на чётком определении основных классов объектов и предполагает выработку единых принципов формализации самых разнородных объектов и явлений. Анализ функции и схемы системы способствует чёткому выделению целей, функций, задач систем с одной стороны, и средств их реализации - с другой.

Понятие большой системы, состоящей из подсистем, но обладающей свойствами, которыми подсистемы не обладают, открывает подход к анализу многоцелевых, противоречивых, развивающихся объектов.

Различают открытые и закрытые системы в зависимости от того, есть или нет связи с внешней средой. Есть простые, сложные и сверхсложные системы. В зависимости от степени предсказуемости существуют детерминированные и вариационные системы.

Предприятие можно представить как сверхсложную открытую социально-техническую систему.

Многообразие и принципиальное различие объектов, процессов и проблем, подлежащих системному анализу, обусловило многообразие его специфических методов. На начальном этапе анализа обычно используют:

1) дерево анализа проблемы. Применяется для выявления и структуризации труднопонимаемых, характеризующихся большим числом сложных взаимосвязей. Дерево анализа проблемы, как правило, включает три основные ветви:

а) что нужно проанализировать и создать;

б) из чего состоит система, решающая данную проблему;

в) как она работает и взаимодействует с другими системами;

2) дерево целей. Представляет собой один из наиболее широко распространенных и эффективных способов анализа целей и задач, стоящих перед экономическим объектом, и методов наилучшего набора средств их достижения. Дерево целей включает ветви основных подцелей, которые должны быть достигнуты до того, как станет возможным достижение главной цели. Затем ветви основных подцелей разделяются на ветви подцелей более низкого уровня и так далее.

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте предприятие как социально-техническую систему и опишите основные ее объекты - вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.

ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

2.1. Классификация видов и направлений проведения экономического

анализа

Проведение какой-либо стандартной классификации экономического анализа затруднено вследствие большого разнообразия решаемых задач, а также в связи с постоянным развитием дисциплины. Большое расхождение мнений авторов отмечается на этапе классификации направлений экономического анализа. Прежде всего, хотелось бы отметить излишне разностороннюю и громоздкую классификацию, например:

- по содержанию процесса управления;

- характеру объектов управления;

- субъектам;

- периодичности;

- содержанию и полноте изучаемых вопросов;

- методам изучения объекта;

- степени механизации и автоматизации вычислительных работ.

Некоторые направления в классификации выглядят не совсем актуально. На практике, например, нет необходимости выделять периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный и сменный анализ. Принципиально ничем не отличается анализ деятельности предприятия при использовании различных средств механизации (!) и автоматизации. Больше всего обращает на себя внимание разделение ретроспективного, оперативного и перспективного анализа. Несомненно, существуют значительные отличия в методиках проведения ретроспективного и перспективного анализа. Но называть ретроспективный анализ «посмертным» [6], наверное, не совсем правильно.

Перспективный анализ любого уровня невозможен без определения тен­денций изменения показателей, сложившихся в прошлом, и формулирования основных причин такого изменения. Принять решение, ориентированное в будущее, невозможно без трезвой оценки имеющегося потенциала. Интере­сен также различный подход к понятиям «технико-экономический», «финан­совый», «внешний» и «внутренний» анализ.

В большинстве случаев технико-экономический анализ представляется неким «атавизмом» плановой эконо­мики. «Технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия... Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия»[10]. Возникает вопрос о возможности и необходимости разделения «экономических» и «финансовых» результатов деятельности предприятия.

Рассмотрев большое количество предлагаемых разными авторами способов классификации, можно прийти к выводу, что наиболее рациональным подходом в данном случае является минимизация классифицируемых «разновидностей» экономического анализа.

Основной критерий необходимости классификационного признака – различия в методике проведении того или иного вида экономического анализа.

Исходя из этого, в первую очередь, экономический анализ можно разделить на макроэкономический и микроэкономический.

В первом случае объектом анализа будет экономика (экономические процессы) страны в целом, региона, отрасли. Основная задача такого анализа – определение тенденций развития экономики в целом, развития какого-либо типа рынков (финансовых, потребительских), отдельных отраслей. Основная проблема при проведении частных исследований – недостаток информации, за счет этого – высокая погрешность выводов.

Во втором случае основной объект анализа – предприятие (фирма). Классификация направлений экономического анализа деятельности предприятий также довольно обширна. Анализ, проводимый на уровне предприятия, чаще всего делят на внешний (финансовый) и внутренний (управленческий).

На практике эти два направления достаточно часто пересекаются, дополняют друг друга. Основное отличие заключается в количестве и характере используемой информации – внешние пользователи используют только доступную бухгалтерскую отчетность, а пользователь внутренний практически не ограничен в возможностях поиска необходимых данных.

Таблица 1

Основные черты внутреннего и внешнего анализа деятельности предприятия

Классификационный признак Вид анализа
Внешний Внутренний
Назначение Общая оценка имущественного и финансового состояния Поиск резервов повышения эффективности деятельности
Исполнители и пользователи Собственники, инвесторы, кредиторы, налоговые службы, службы лицензирования Управленческий персонал предприятия
Базовое информационное обеспечение Бухгалтерская отчетность Регламентированные и нерегламентированные источники информации
Характер предоставляемой информации Общедоступная аналитическая информация Детальная информация конфиденциального характера
Степень унификации методики Высокая Индивидуальные разработки

Стоит отметить, что пользователей информации, предоставляемой экономическим анализом, можно разделить не на две, а, скорее, на три группы – менеджеры, собственники и кредиторы. Такое деление предлагается из-за различия в интересующих данные группы пользователей показателях. Показатели, интересующие менеджеров, имеют отношение к эффективности деятельности предприятия, то есть рентабельности продукции, уровню затрат и оборачиваемости ресурсов. Владельцев, естественно, интересует рентабельность вложенного капитала и распределение прибыли. Кредиторов – платежеспособность предприятия, степень его финансовой устойчивости и вероятность банкротства. В качестве примера можно привести таблицу показателей, которые в наибольшей степени интересуют различные группы пользователей информации (таблица 2).

Таблица 2

МЕНЕДЖЕРЫ ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАИМОДАВЦЫ
Уровень рентабельности продукции Уровень доходности собственного капитала Коэффициенты ликвидности
Уровень операционного рычага Прибыль (денежный поток) на акцию Ликвидационная стоимость фирмы
Уровень маржинального дохода (анализ контрибуций) Соотношение дивидендов и активов Характеристика денежных потоков
Оборачиваемость активов Соотношение рыночной и балансовой стоимости предприятия Уровень финансового левериджа
Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности Уровень прибыли на акцию и общая сумма прибыли Уровень финансовой устойчивости
Эффективность использования трудовых ресурсов Рост стоимости акций Уровень покрытия процентных выплат
Обоснование инвестиционных проектов (окупаемость) Уровень рентабельности активов Доля долга в капитализации
Резюме: эффективность производственной деятельности Резюме: темп приращения капитала Резюме: платежеспособность

Кроме предлагаемой стандартной классификации, в последнее время выделяются некоторые специальные направления экономического анализа. Приведем пример некоторых из них.

Анализ рабочего места – выработка требований к потенциальному работнику. Такое направление тесно связано с профдиагностикой и социальной психологией. Необходимо определить не только те требования, которые позволят оценить профессиональные качества работника, но и те, которые позволят определить степень его совместимости с коллективом фирмы. Действительно, применение для оценки потенциального работника исключительно стандартных критериев (стаж, возраст, уровень квалификации) становится неактуальным, так как формальные требования не позволяют сформировать слаженный и работоспособный коллектив предприятия.

Анализ группы (кластерный анализ) – применяется для анализа продукции или запасов. При этом вся выборка делится по заданному критерию на заданное количество групп (кластеров). Например, выпускаемую предприятием продукцию можно разделить на любое количество групп по таким критериям, как фондо- или материалоемкость, рентабельность или уровень спроса. Для проведения кластерного анализа используются пакеты статистических программ (система STADIA).

Анализ потенциала – определение возможности и (главное) необходимости расширения фирмы. Принятое как аксиома в экономической теории предположение о том, что предприятие должно обеспечивать расширенное воспроизводство на практике зачастую сталкивается со множеством проблем и, в первую очередь, с проблемой конкуренции. Необдуманное расширение в таких условиях может стать первым шагом к банкротству. Поэтому любое решение, связанное с расширением сферы деятельности предприятия, должно быть тщательно обосновано.

Анализ продукции – «взгляд» на продукцию глазами покупателя. Нехитрый на первый взгляд прием позволяет производителю оценить не только потребительские качества своей продукции, но и препятствия, которые стоят на пути ее реализации.

Проведение анализа продукции иногда приводит к неожиданным результатам. Одна из региональных авиакомпаний решила привлечь пассажиров высоким уровнем сервиса и разнообразным меню на борту самолета. Однако, оказавшись в числе пассажиров, работники с изумлением обнаружили, что пассажиров раздражает слишком навязчивый сервис, большое количество предлагаемых за короткое время блюд и слишком разнообразный ассортимент напитков.

Анализ стоимости предприятия. В настоящее время аналитики отмечают, что стоимость предприятия (стоимость бизнеса) – понятие далеко не однозначное. В большинстве случаев мы имеем дела с так называемой «балансовой» или «номинальной» стоимостью, которая представляет собой стоимость всех активов предприятия или, говоря иначе, итог баланса.

Однако по различным причинам реальная стоимость предприятия отличается от номинальной, например, за счет несоответствия балансовой стоимости внеоборотных активов (основных средств) их реальной рыночной стоимости (за счет больших сроков использования). Для целей анализа необходимо определить не столько балансовую стоимость предприятия, но и рыночную стоимость. Существует два основных подхода к определению рыночной стоимости. Во-первых, техническое определение рыночной стоимости как цены, которая устанавливается по согласованию сторон.

В рыночной стоимости нет ничего абсолютного, потому что она может изменяться под влиянием многих факторов, вплоть до настроения двух сторон, совершающих сделку. Предприятие оценивается со всех сторон, не только как набор активов, а как действующий механизм, со всеми его плюсами и минусами. При этом часто упоминается термин «гудвилл», так называемое «доброе имя фирмы». Существует определение: «гудвилл» – это разница между реальной ценой реализации предприятия и стоимостью его активов по балансу. Определение спорное, так как на рыночную стоимость влияет, как уже было отмечено, не только «доброе имя фирмы», но и многие другие факторы, такие, как общая ситуация на рынке, спрос на продукцию предприятия и т.п.

Второй подход основан на определении обоснованной рыночной стоимости. Эта концепция связана с основным требованиям к активам – обеспечивать приток денежных средств к владельцу. При этом оценивается будущая величина вероятного притока денежных средств.

Таким образом, концепция обоснованной рыночной стоимости ориентирована в будущее – это вероятная доходность предприятия, его потенциал. Расчет обоснованной рыночной стоимости производится суммированием дисконтированных денежных потоков, рассчитанных на время до окончания срока полезного использования активной части основных средств.

Оценка рыночной позиции предприятия. Финансовая устойчивость предприятия в условиях изменяющейся внешней среды во многом зависит от его «гибкости», то есть способности приспосабливаться к изменяющимся условиям. Бизнес-среда определяет оптимальную модель поведения фирмы, следовательно, ее благополучие. Бизнес-среда – понятие многофакторное.

Принято считать, что оценка бизнес-среды проводится в ходе маркетинговых процедур и исследований. Однако и общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, если он носит статус комплексного, должен содержать оценку положения фирмы на рынке. В этом случае факторы внешней среды должны рассматриваться не отдельно, со стороны, а с позиции имеющихся достоинств и недостатков фирмы. При этом к факторам внешней среды можно отнести не только рыночные факторы, такие, как уровень и формы конкуренции, уровень платежеспособного спроса, но и национальные и общеэкономические аспекты.

Среди множества методик оценки рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является методика SWOT – анализа. Метод был назван по первым буквам английских слов «достоинство» (strength), «недостаток» (weakness), «возможность» (opportunities), «угроза» (threat). При проведении такого анализа специалист пытается оценить и зафиксировать все существующие факторы бизнес – среды (как положительные – «достоинства», так и отрицательные – «недостаток»), а также все потенциальные факторы бизнес – среды (как положительные – «возможности», так и отрицательные – «угроза»). Результатом действий является разработка так называемой SWOT – матрицы, в которую сводятся все упомянутые факторы.

По результатам тщательного исследования SWOT – матрицы составляются рекомендации, касающиеся путей повышения эффективности функционирования предприятия.

Подводя итоги, можно сформулировать основные направления классификации видов экономического анализа. Предлагаемая классификация представлена на рисунке 4.

       
   
Экономический анализ
 
 


Рис. 4. Классификация направлений экономического анализа.

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся между собой понятия «финансовый анализ», «экономический анализа», «технико-экономический анализ», «анализ хозяйственной деятельности»?

2. Сформулируйте вопросы, ответы на которые необходимо получить при выполнении анализа продукции.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные факторы бизнес - среды.

4. Как можно объяснить утверждение, что разнообразие ассортимента и высокая скорость его обновления (гибкость предприятия) являются необходимым условием выживания фирмы в условиях изменяющейся внешней среды? Приведите примеры.

Задачи и ситуации:

В результате проведенного анализа экспертами была разработана SWOT – матрица деятельности швейной фабрики:

Преимущества 1. Продукция фирмы хорошо известна потребителям 2. Имеется большое количество фирменных магазинов, расположенных во всех районах города 3. Продукция фирмы имеет хорошее качество, пользуется устойчивым спросом на рынке Возможности 1. Расширение ассортимента, что обусловлено наличием современного оборудования 2. Проникновение на новые рынки сбыта, что обусловлено достаточностью производственных мощностей 3. Заключение договоров на пошив формы для учащихся школ, лицеев и колледжей города
Недостатки 1. Отсутствует гибкая система ценообразования, фирма не предоставляет никаких скидок при реализации своей продукции 2. Продукция фирмы известна только в пределах одного региона 3. Фирма производит продукт ограниченного ассортимента 4. Модели фирмы не отличаются разнообразием, выпускаются большими партиями 5. Отсутствует схема индивидуального обслуживания клиента Угрозы 1. Захват рынка вновь создаваемыми предприятиями, использующими концепцию «тощего производства» (производство продукции небольшими партиями) 2. Высокий уровень ценовой конкуренции 3. Снижение оборачиваемости за счет межсезонного затоваривания продукцией 4. Потеря «молодежного» сегмента покупателей за счет редкого обновления модельного ряда

Используя данные матрицы, разработайте рекомендации по повышению эффективности деятельности фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: