Лекция № 9. Тема: Специальные грузозахватные приспособления

Тема: Специальные грузозахватные приспособления.

План:

1. Грузозахватные приспособления и их конструкции.

Грузозахватные приспособления, применяемые для строповки (захвата) грузов, имеют большое значение в механизации подъем­но-транспортных операций, гак как время, затрачиваемое на строповку, может Сыть в несколько раз больше времени подъема и переноса груза. К тому же стропальные операции обычно вы­полняются вручную и связаны с опасностью для рабочего. В связи с этим к грузозахватным приспособлениям предъявляются сле­дующие основные требования: надежность, удобство и безопас­ность в работе; минимальное время, требуемое для захвата и освобождения груза; максимальное высвобождение рабочего от ручного труда; минимальный собственный вес и размеры; сох­ранность грузов; простота и низкая стоимость приспособления. Наиболее важным и безусловным является первое требование.

Конструкция грузозахватных приспособлений зависит глав­ным образом от формы, размеров и массы поднимаемых грузов. Грузозахватные приспособления разделяют по назначению в за­висимости от поднимаемых грузов: для листов, полотнищ, цилинд­рических изделий и т. д.

Приспособления различают также по способу удержания груза, охватывающие и поддерживающие груз—стропы, петли, поддоны, скобы и т. д.; защемляющие груз и удерживающие его трением — эксцентриковые и клещевые захваты; притягивающие груз — электромагнитные и вакуумные приспособления, а также при­способления с постоянными магнитами.

Охватывающие и поддерживающие приспособления наиболее надежны и безопасны в работе, но обычно требуют много времени для зачаливания. Кроме того, при строповке большинства грузов значительное затруднение вызывает необходимость подвода при­способления под изделие.

Более совершенны приспособления, не требующие подвода под изделие. Для подъема листовой заготовки из пачки охваты­вающим приспособлением требуется приподнять лист над пачкой, после чего можно подвести приспособление. Для строповки защепляющим захватом необходимо приподнять только край листа или немного сдвинуть лист с пачки. Притягивающим приспособ­лением можно захватить лист прямо из пачки без всяких предва­рительных операций. Это особенно ценно при межоперационном транспорте в условиях массового и серийного производства, а также в единичном производстве при наличии большого числа однотипных по форме грузов.

Недостаток вакуумных и электромагнитных приспособлений — невысокая надежность, вызываемая возможностью перерыва по­дачи электроэнергии {у электромагнитов) или нарушения вакуума (у вакуумных захватов). Резина вакуумных захватов быстро изна­шивается. И те, и другие захваты требуют прокладки коммуни­каций для подвода электроэнергии, сжатого или разреженного воздуха. Кроме того, грузоподъемность электромагнитов колеб­лется в значительных пределах и зависит от качества прилегающей к магниту поверхности груза, формы груза, воздушного зазора между грузом и магнитом и т. д. Этим объясняется применение электромагнитов и вакуумных захватов в основном на специальном оборудовании, предназначенном для определенных грузов в ус­ловиях, гарантирующих полную безопасность.

Вакуумные захваты применяют на самоходных тележках для транспортировки листов (см. стр. 256). Электромагниты исполь­зуют на аналогичных устройствах, а также на мостовых кранах, работающих на перевозках листа на обособленных участках. Охватывающие и поддерживающие приспособления применяют главным образом для таких изделий, форма которых позволяет осуществлять строповку их без дополнительных операций (на­пример, обечайки и трубы).

Специальные грузозахватные приспособления иногда приме­няют не только для строповки груза, но и для его кантовки (за­хваты для листов, специальная скоба для обечаек). Ниже рас­смотрены специальные грузозахватные приспособления, исполь­зуемые в сборочно-сварочном производстве, а также некоторые приспособления универсального характера, для которых сбо­рочно-сварочное производство является основной областью при­менения.

На рис. 137, а показан эксцентриковый захват грузоподъемностью 500 кг для транспортировки листов в гори­зонтальном положении, а на рис. 137, б — аналогичный захват грузоподъемностью 1000 кг для транспортировки листов в вер­тикальном положении. Горизонтальный захват состоит из скобы 1, рычага с эксцентриком 2 и серьги 3. При зачаливании листов и натяжении серьги рычаг эксцентриковым концом надежно зажи­мает лист в скобе и удерживает его в процессе подъема, транспор­тировки и опускания. Вертикальный захват состоит из скобы 1, эксцентрика 2 и двух пар тяг 4 Действие его аналогично дей­ствию горизонтального. Захваты, изображенные на рис. 137, предназначены для листов толщиной 6—25 мм.

На рис. 138 показано электромагнитное приспособление, пред­назначенное для переноски на короткие расстояния небольших листов массой до 250 кг. Приспособление подвешено к крану н состоит из магнитов 1 постоянного тока, траверсы 2 и подвески 3. Питание к магнитам подается от трансформатора и выпрямителя, установленных на кране. Для переноски небольших плоских изделий успешно применяют приспособления с постоянными магнитами.

Для захвата и транспортировки полотнищ применяют тра­версы с эксцентриковыми захватами с элек­тромагнитами. Первые предназначены не только для транспор­тировки, но и для поворота полотнищ на 900. Эти траверсы (рис. 139, а) состоят из сварной балки 1, направляющих 2 и уравнительных 3 блоков и цепей 6 с захватами.

Траверса пере­носится мостовым краном на цепях 4. К уравнительным блокам 3, подвешенным на тросе 5, закреплены цепи 6 с вертикальными 7 и горизонтальными 8 захватами. Полотнище может транспорти­роваться в горизонтальном или вертикальном положениях с по­мощью соответствующих захватов. Неработающие захваты наве­шивают на специальные крюки на балке траверсы. При кантовке полотнищ используют вертикальные захваты (табл. 22).

Траверсу с электромагнитами (рис. 139. б) применяют при транспортировке листов в горизонтальном поло­жении специальным мостовым краном, она состоит из балки 1 с направляющими 8 и электромагнитов 10. Балка подвешена к мо­стовому крану с помощью блоков 9. Грузоподъемность траверсы 3 т; напряжение питания электромагнитов 220 В.

Для транспортировки грузов цилиндрической формы — обе­чаек, сосудов и труб применяют обычно приспособления поддер­живающие, поскольку в Этом случае они легко подводятся под изделие. Простые скобы для коротких обечаек (рис. 140, а) и с о. судов (рис. 140, б) заводят с торцовой стороны изделия.

Грузоподъемность скобы, изображенной на рис. 140, а, 23 т, а на рис. 140, б — 40 т.

Захват для труб, применяемый па строительстве магистраль­ных трубопроводов, автоматически раскрывается при наведении его на изделие сверху, после чего без труда подводится под него. Захват (рис. 140, в) состоит из двух скоб 3, двух тяг 2 и подвески 1, шарнирно соединенных между собой. На концах скоб имеются опорные ролики 6, а в верхней части скоб — упоры 4, предот­вращающие зажим трубы. Перед опусканием на трубу скобы раскрывают и закрепляют в этом положении штырем 5, а после опускания штырь вынимают, при подъеме скобы смыкаются, подхватывая роликами трубу. При необходимости труба может поворачиваться на роликах вокруг своей оси. Четыре типораз­мера захватов предназначены для труб диаметром 219—273, 325— 377, 426—529, 630—720 мм. Грузоподъемность захватов 2—5 т.

Таблица 22

Технические данные траверс с эксцентриковыми захватами для транспортировки полотнищ

Вопросы для самопроверки:

Литература:

Базовая:

2. А.Д. Гитлевич, Механизация и автоматизация сварочного производства, М., Машиностроение, 1979г. – стр.290.

Вспомогательная:

1. С.А. Куркин, Сварные конструкции, М., Высшая школа, 1991г. – стр.398;

2.М.С. Львов, Автоматика и автоматизация сварочных процессов, М., Машиностроение, 1982г. – стр.302;

3.В.А. Тимченко, А.А. Сухомлин, Роботизация сварочного производства, К., Техника, 1989г. – стр.175;

4.Г. Герден, Сварочные работы, М., Машиностроение, 1988г. – стр.288;

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Технологическое оборудование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: