Правила эксплуатации грузоподъемного оборудования

Общий технический надзор за грузоподъемными машинами осуществляется Государственным комитетом по надзору за безо­пасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзору СССР) и его органами на местах. Правила устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов, утвержденные Госгортехнадзором СССР, регламентируют нормы проектирования, изготовления V эксплуатации грузоподъемных машин (кранов всех типов, ручных и электрических талей и т. д.), сменных грузозахватных органов (крюков, электромагнитов и т. п.), съемных грузозах­ватных приспособлений (стропов, траверс и т. п.), тары.

Приказом по предприятию назначается инженерно-техниче­ский работник для надзора за безопасной эксплуатацией грузо­подъемных машин, осуществляющий надзор за выполнением Пра­вил Госгортехнадзора при эксплуатации машин. Этот работник следит за техническим состоянием машин, соблюдением правил их эксплуатации и производства работ, в том числе правильностью строповки грузов, проводит освидетельствование машин, выдает разрешение на их эксплуатацию, следит за выполнением графиков осмотра и ремонта, за соблюдением порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию машин, установленного Пра­вилами. При выявлении неисправностей, а также нарушений Правил он должен принять меры к их устранению, а при необ­ходимости — остановить и запретить эксплуатировать машину до полного устранения неисправностей и нарушений.

За исправное состояние машины отвечает специально назна­ченный работник (обычно механик), который обязан обеспечить нормальную эксплуатацию, обслуживание и ремонт машины, а также ведение и хранение необходимой технической докумен­тации на машины (паспортов и журналов учета). Кроме того, в каждой смене назначается ответственный за безопасное про­ведение работ — начальник смены, участка, мастер и т. д.

Все ответственные лица каждые три года проходят проверку знаний Правил в комиссии под председательством инспектора Госгортехнадзора.

Для управления и обслуживания грузоподъемных машин приказом по предприятию назначаются специально обученные и аттестованные крановщики, слесари и электромонтеры, а для подвешивания груза на крюк — стропальщики. Все рабочие ука­занных специальностей ежегодно проходят проверку знаний в ко­миссии предприятия.

Для подвешивания на крюк грузов, снабженных специальными приспособлениями — рымами, петлями, цапфами и т. д., и не требующие обвязки стропами, а также грузов в таре допускаются рабочие основных профессий, обученные по сокращенной про­грамме стропальщиков и прошедшие аттестацию.

До пуска в работу грузоподъемные машины должны пройти регистрацию. Краны с ручным приводом, а также краны грузо­подъемностью до 10 т, управляемые с пола, электротали и грузо­захватные органы и приспособления регистрируются только на эксплуатирующих их предприятиях; остальные крапы регистри­руются в местных органах Госгортехнадзора. Регистрация про­изводится на основании паспорта грузоподъемной машины и при наличии всех указанных выше ответственных лиц и обслуживаю­щего персонала.

Паспорт составляется на заводе-изготовителе и передается вместе с машиной. В паспорте указывается завод-изготовитель, № машины, подробная техническая характеристика машины и ее основных частей, в том числе приборов безопасности, канатов, грузозахватных приспособлений, указания по монтажу и уста­новке машины, сведения об испытании машины на заводе-изго­товителе. К паспорту прилагаются чертежи общего вида машины, кинематическая и принципиальная электрическая схемы. На предприятии, эксплуатирующем машину, в паспорт заносятся сведения о регистрации, о лицах, ответственных за содержание крана в исправном состоянии, о ремонте и замене механизмов, канатов, грузозахватных органов, а также результаты периоди­ческих освидетельствований.

Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспо­собления записываются в журнал учета. Все грузоподъемные машины до пуска в работу и через каждые 3 года подвергаются полному техническому освидетельствованию, а ежегодно — ча­стичному. После монтажа на новом месте установки машины, капитального ремонта механизма подъема, реконструкции ма­шины, замене крюка и т. п. случаев производится внеочередное полное техническое освидетельствование.

При полном освидетельствовании производится осмотр, стати­ческое и динамическое испытания, при частичном — только осмотр.

При осмотре проверяется состояние всех механизмов и частей машины — металлоконструкции, включая сварные соединения, механизмы подъема, передвижения, поворота, тормозов, электро­оборудования, приборов безопасности, управления, сигнализации и освещения, канатов, крюков, подвески, кабины, огражде­ния, лестниц, г также подкрановых путей.

Статическое испытание осуществляется нагрузкой на 25% больше номинальной. Груз поднимайся на 200 — 300 мм над полом и выдерживается в течение 10 мин. После опу­скания груза проверяется отсутствие остаточных деформаций металлоконструкции машины.

Динамическое испытание нагрузкой на 10% больше номинальной заключается в периодическом подъеме и опускании груза с целью проверки работы механизмов и тормозов.

При техническом освидетельствовании съемные грузозахват­ные приспособления испытываются нагрузкой на 25% больше номинальной. Кроме того, они должны регулярно подвергаться осмотру — траверсы не реже, чем через 6 месяцев, клещи и дру­гие захваты, а также тара — ежемесячно, стропы — каждые 10 дней. Запись о результатах технических освидетельствований машин делается в их паспортах вместе с записью срока следующего освидетельствования, грузозахватных приспособлений — в жур­нале учета.

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего предназначено подъемно-транспортное оборудование в сборочно-сварочном производстве? Как оно классифицируется?

2. Какие универсальные грузоподъемные машины применяют в сборочно­-сварочном производстве? Их основные особенности?

3. Устройство основных типов кранов.

4. Какие универсальные средства внутрицехового транспорта применяются в сборочно-сварочном производстве?

5. Для чего предназначены специальные подъемно-транспортные средства? Чем они отличаются от универсальных?

6. Как работает четырехкрюковый мостовой кран?

7. Какие требования предъявляют к грузозахватным приспособлениям?

8. Как различаются грузозахватные приспособления?

9. Какие Вы знаете грузозахватные приспособления для листов, труб, обечаек?

10. Как различаются конвейеры?

Литература:

Базовая:

1. А.Д. Гитлевич, Механизация и автоматизация сварочного производства, М., Машиностроение, 1979г. – стр.290.

Вспомогательная:

1. С.А. Куркин, Сварные конструкции, М., Высшая школа, 1991г. – стр.398;

2.М.С. Львов, Автоматика и автоматизация сварочных процессов, М., Машиностроение, 1982г. – стр.302;

3.В.А. Тимченко, А.А. Сухомлин, Роботизация сварочного производства, К., Техника, 1989г. – стр.175;

4.Г. Герден, Сварочные работы, М., Машиностроение, 1988г. – стр.288;

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Технологическое оборудование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: