double arrow

Искусственные и естественные источники информации

(авт. Стебнева Г.А.)

Цели урока:

· разделить в понимании школьников понятия «искусственный источник информации» и «естественный источник информации»;

· разделить в понимании школьников понятия «искусственный приемник информации» и «естественный приемник информации»;

· показать значение искусственных и естественных источников и приемников информации для человека;

· развивать любознательность и наблюдательность ребенка, формировать его информационную культуру.

Педагогические задачи урока:

· научить выделять и различать искусственные и ес­тественные источники и приемники информации;

· научить отличать естественные источники и при­емники информации от искусственных;

· научить приводить примеры использования искус­ственных и естественных источников информации из своей жизни.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

· понимать, чем отличаются естественные источни­ки и приемники информации от искусственных;

· уметь приводить примеры искусственных и естественных источников и приемников информации.

Ключевые понятия: естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приемник информации, искусственный приемник информации.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: предмет реальной действительности, явление реальной действительности, искусственный предмет (вещь), искусственное явление, рисунок, текст, событие, описание.

Характеристика урока:

· форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и, опыт обучающихся, фронтальная работа (решение ин­формационных задач в рабочей тетради);

· тип урока — комбинированный (пре­имущественно повторительно-обобщающий с фраг­ментами новых знаний и оперативным контролем);

· стратегия — исследовательская, развивающая, опе­режающая.

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, аудиокассета со звуками природы, таблицы с разными видами информации.

План урока:

I. Организационный момент, нацеливание (1 - 2 мин).

II. Проверка домашнего задания. Экспресс-опрос по теме «Источники и приемники информации» (5 - 6 мин).

III. Объяснение нового материала (5 – 7 мин).

IV. Выполнение заданий в рабочей тетради (7 - 8 мин)

V. Физкультминутка (2 - 3 мин).

VI. Компьютерный практикум (8 - 10 мин).

VII. Минутка релаксации (2 мин).

VIII. Обобщение и подведение итогов (2 – 3 мин)

IX. Комментарий учителя к домашнему заданию (2 – 3 мин)

Ход урока:

Ι. Организационный момент, нацеливание на работу.

- Сегодня на уроке вы узнаете, какие объекты относятся к естественным источникам информации, а какие к искусственным, но сначала необходимо проверить, как вы усвоили прошлую тему.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная работа.

- Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу (рис. 14).

(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).

Звуковая Зрительная Вкусовая Обонятельная Тактильная
Громко Тихо Красиво Ярко Вкусно Сладко Кисло Ароматно Тепло Холодно Жарко Горячо

Рис. 14

- Что должно быть написано в пустых клетках? (рис. 15)

  Предмет
  Свойство   сладкий   звонкий  
  Канал обонятельный   осязательный   зрительный

Рис. 15

2. Экспресс-опрос:

- Что такое «естественный предмет»? (Камень, дерево, ракушка, животное - всё, что возникло естественным путём, без участия человека.)

- Что такое «искусственный предмет»? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр., т.е. всё, что сделано человеком.)

- Что такое «естественное явление»? (Дождь, снег, гром, молния, радуга, эхо, камнепад в горах, ветер, гроза, тайфун, облака, рассвет, закат…)

- Что такое «искусственное явление»? (Праздничный салют, взрыв бомбы, видеофильм, компьютерная игра, DVD-фильм, радиоспектакль, мультфильм…)

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

- Ребята, мы очень редко обращаем внимание на то, что нас окружает. Бежим, спешим, торопимся жить, но стоит чуть-чуть остановиться, оглянуться, и открывается удивительный мир, мир природы: красивой и мудрой во всех своих проявлениях. Он имеет свой язык. Этих языков очень много и все они разные: языки живой природы (животных) и неживой (шум дождя и грохот грома).

- Я предлагаю вам посмотреть в окно и привести примеры зрительной информации (Например: на улице слабый ветер, это видно по листве деревьев: их качает ветерок), а затем звуковой (Например: пение птиц)

- Ветерок и птица природные, т.е. естественные источники информации для человека.

2. Чтение текста учебника на с. 15.

3. Прослушивание аудиокассеты «Звуки природы».

4. Знакомство с искусственными источниками информации (радио, магнитофон, компьютер).

Вывод:

Устройства, созданные человеком - это искусственные источники информации для человека.

5. Работа с текстом на с. 16 - 17.

ΙV. Выполнение заданий в рабочей тетради.

С.13, № 5, с.14 № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: