В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» контроль качества, сертификация и декларирование - это различные формы подтверждения соответствия. Общим для них является подтверждение соответствия требованиям определенных нормативных документов: технических регламентов, стандартов, ТУ, СанПиН, Правил и др.
Различия между этими формами подтверждения заключаются в субъектах, уполномоченных осуществлять подтверждение соответствия, вид подтверждаемых требований, а также документах, устанавливающих эти требования. Так, государственный контроль качества могут проводить только должностные лица определенных контрольных органов в пределах своей компетенции (например, Роспотребнадзор, Электронадзор и др.) для проверки обязательных требований национальных стандартов (до 2010 года), или технических регламентов после их принятия. СанПиН 2.3.2.1078-01
Производственный (внутрифирменный) контроль проводится уполномоченными руководством предприятия общественного питания должностными лицами (зав.производством, товароведами, технологами, за в. лабораторией и т.п.), которые могут проверять требования на добровольной основе, а при необходимости и обязательные требования, хотя юридической силы эта проверка не имеет при возникновении конфликтных ситуаций со сторонними организациями (например, поставщиками, органами государственного контроля) При обнаружении несоответствия обязательных требований работниками предприятия общественного питания необходимо, чтобы эти результаты были перепроверены независимой и компетентной организацией (органом по сертификации, испытательной лабораторией и т.п.).
|
|
При сертификации подтверждение соответствия осуществляют органы по сертификации в пределах своей компетенции Например, орган по сертификации пищевой продукции Системы ГОСТ Р (обязательная сертификация) может подтверждать соответствие обязательных требований продовольственного сырья и кулинарной продукции, производимой в предприятии общественного питаний и реализуемой через розничную торговую сеть (торты, пирожные, полуфабрикаты и др)
Декларирование - это форма подтверждения заявителем-декларантом, производящим и реализующим продукцию, её соответствия обязательным требованиям. При этом Перечень продукции, подлежащей декларированию, утвержден Правительством России. В Перечень вошли зернопродукты, хлеб, свежие и переработанные плоды и овощи, соль, крахмал сахар, сырое молоко, охлажденное и замороженное мясо, рыба и др.
Таким образом, при приемке по качеству продовольственное сырье упомянутых групп и видов должны иметь декларацию о соответствии, зарегистрированную в органе по сертификации и на этом основании обладающую таким же статусом, что и сертификат обязательной сертификации. Кулинарная продукция общественного питания не подлежит декларированию, так как не включена в Перечень.
|
|
Значение контроля качества для решения проблемы обеспечения качества, в том числе безопасности продукции и услуг
Контроль качества продукции и услуг должен осуществляться на всех этапах производства и обслуживания потребителей в предприятиях общественного питания. При этом в каждом предприятии выявляются контрольные критические точки. Общими для всех предприятий контрольными критическими точками в процессе производства продукции являются приемка сырья и полуфабрикатов по качеству, контроль за чистотой оборудования, контроль при подготовке сырья (мойке, очистке, нарезке и т.п.), за вложением всех компонентов подготовленного сырья по рецептуре, после термической обработки рецептурной смеси, если это предусмотрено технологическим процессом, после оформления готового блюда перед подачей. Последняя контрольная точка может быть заменена бракеражем
Критические контрольные точки при проверке качества услуги общественного питания проводятся на подготовительном этапе: медицинское обследование производственного и обслуживающего персонала для предотвращения инфицирования пищи, оборудования и других средств патогенной микрофлорой, контроль санитарно-эпидемиологического состояния производственных и обслуживающих помещений, оборудования, посуды, столовых приборов и белья, контроль качества сервировки стопа (в ресторанах и кафе, обслуживаемых официантами), контроль качества готовых блюд, изделий, напитков, готовых товаров перед подачей их клиенту, контроль качества обслуживания официантами, контроль качества дополнительных услуг.
Указанные контрольные критические точки позволяют обеспечить необходимый уровень качества по требованиям на добровольной основе, регламентируемым соответствующими ГОСТ Р, стандартами организаций. ТУ, Сборниками рецептур, технико-технологическими картами, а также предотвратить или снизить вероятность приготовления продукции и/или оказания услуги ненадлежащего качества, не отвечающих уровню качества предприятия общественного питания определенного типа и класса.
Не менее важно предотвращение с помощью контрольных критических точек угроз и рисков, связанных с реализацией потребителю опасной продукции, не отвечающей обязательным требованиям (безопасность) при потреблении, достоверности информации (например в меню) а также недовложения.
1.2 Классификация контроля качества продукции общественного питания
Контроль качества продукции общественного питания – это проверка соответствия установленных нормативными документами требований к этой продукции.
Классификация контроля качества продукции осуществляется в зависимости от ряда классификационных признаков.
Виды контроля качества продукции общественного питания можно классифицировать по ряду признаков:
1. По этапам процесса производства (входной, операционный, приемочный, инспекционный).
2. По полноте охвата контролем:
- по времени (летучий, непрерывный, периодический);
- по широте охвата (сплошной, выборочный);
3. Применению средств контроля (измерительный, регистрационный, органолептический);
4. По влиянию на объект контроля (разрушающий, неразрушающий);
5. По стадии создания и существования продукции (производственный, эксплуатационный).
На предприятиях общественного питания важным является контроль качества продукции на всех этапах производства (по месту в технологическом цикле) входной, операционный, приемочный, а со стороны контролирующих организаций - инспекционный контроль.
|
|
Входной контроль - контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении или эксплуатации продукции.
Служба входного контролякачества на предприятиях с собственным складским хозяйством может быть укомплектована в следующем составе: заведующий складом (кладовщик), заместитель директора по снабжению, товаровед. На предприятиях, не имеющих складского хозяйства, приемку продуктов по качеству производят начальник цеха, заведующий производством или его заместитель, технолог, повар-бригадир.
Служба входного контроля осуществляет контроль поступающего сырья (продуктов) и проверку соответствия его качества данным, указанным в сопроводительных документах(сертификатах, удостоверениях качества, декларациях о соответствии), по органолептическим показателям, регламентируемым в нормативной документации. В случаях сомнения в доброкачественности или кондиции поступившего сырья (продуктов) вызывают работника пищевой лаборатории для отбора образцов на
анализ. Одновременно приглашают представителя поставщика, в присутствии которого производят приемку продуктов по качеству. На основании лабораторного заключения поставщику предъявляют претензии в установленном порядке, а случаи поставки недоброкачественного сырья (продуктов) отмечают в журнале «Учета поставки недоброкачественных и нестандартных продуктов», который ведет материально ответственное лицо, принимающее товар.
Предприятие общественного питания на основании договорных отношений может отказаться от приемки некачественной продукции.
При неоднократных поставках продукции низкого качествапредприятие может в одностороннем порядке расторгнуть договор с поставщиком, уведомив его об этом не менее чем за месяц. В течение этого срока поставщик обязан прекратить выпуск данной продукции и возместить предприятию ущерб, возникающий в результате расторжения договора.
|
|
При движении продуктов со склада на производство зав. производством (его заместитель), начальник цеха или повар-бригадир должны принимать продукты по качеству в соответствии с требованиями нормативных документов.
Операционный контроль - контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции.
Приемочный контроль - контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее приемке и пригодности к использованию. Операционный и приемочный контроль на большинстве предприятий общественного питания может осуществлять единая по составу служба: начальник цеха или зав. производством (заместитель зав. производством), технолог, повар-бригадир, повар высшего разряда.
Операционный контроль на отдельных этапах технологического процесса проводится путем органолептической оценки, проверки соответствия сырьевого набора технологическим картам, соблюдения технологических режимов и выхода продукции.
Приемочный контроль (контроль качества выпускаемой продукции) организуется в зависимости от типа предприятия. Так, в цехах заготовочных предприятий и специализированных цехах его осуществляют по мере изготовления каждой партии по органолептическим показателям, а также по выходу изделий по массе, соблюдению требований по упаковке и маркировке. На всю продукцию, выработанную в одну смену, должно быть заполнено удостоверение качества, оформленное на бланке строгой отчетности, пронумерованном и выданном бухгалтером под отчет руководителю производственного предприятия. Отпуск готовой продукции в экспедицию производится только при наличии удостоверения качества, заполненного начальником цеха (зав. производством, поваром-бригадиром).
На предприятиях, реализующих блюда массового спроса (в столовых, кафе, ресторанах, продающих скомплектованные обеды), оценку качества готовой продукции проводит служба контроля качества, которая выполняет роль бракеражной комиссии и члены которой несут ответственность за оценку качества продукции, выпускаемой в течение рабочего дня.
Продукция предприятий быстрого обслуживания (ПБО), а также заказные и фирменные блюда в ресторанах выпускаются без разделения на партии, контроль производится в ходе их изготовления. Отклонения и нарушения в технологии приготовления, замечания со стороны членов службы контроля качества и потребителей фиксируются в журнале нарушений.
На предприятиях, изготавливающих продукцию для снабжения школьных столовых и столовых при промышленных предприятиях, заключение о качестве продукции (с указанием оценки и имеющихся дефектов) вносят в сопроводительные документы. На раздаточном предприятии члены комиссии (повар-раздатчик, медицинский работник, представитель администрации или общественности обслуживаемого предприятия) дают свое заключение о качестве, фиксируя замечания на обратной стороне товарно-транспортной накладной.
Инспекционный контроль - контроль, осуществляемый специально уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля. Такой вид контроля осуществляют инженеры-технологи пищевых лабораторий.
Летучий контроль - контроль, проводимый в неопределенное время.
Непрерывный контроль - контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.
Периодический контроль - контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени.
Сплошной контроль - контроль каждой единицы продукции в партии.
Выборочный контроль - решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам одной или нескольких выборок.
Вид контроля качества по признаку применение средств контроля подробно рассматривается в теме 2 «Методы контроля качества».
Разрушающий контроль - метод контроля, при котором может быть нарушена пригодность объекта к применению.
Неразрушающий контроль - метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению.
Производственный контроль - контроль в процессе подготовки производства и собственно производства продукции, а также при её отпуске.
1.3 Организация государственного контроля за качеством продукции и услуг в общественном питании. Правовая база контроля качества
В соответствии с Законами РФ: «О защите прав потребителей»; «О техническом регулировании»; «Об обеспечении единства измерений»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; в предприятиях общественного питания существует развитая система контроля качества продукции и услуг. Органы государственного контроля и надзора в лице государственных инспекторов имеют право беспрепятственно осматривать торговые и складские помещения контролируемого предприятия, контролировать правильность приемки сырья, хранения сырья, полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции.
Правильность отпуска готовой продукции проводят путем контрольных покупок. Правильность расчета в ресторанах проверяют после вручения счета посетителю, а на предприятиях самообслуживания - после оплаты стоимости блюд в кассу.
Контролирующие организации могут брать образцы блюд для экспертизы и лабораторного контроля. Отбор проб производят с участием специалистов пищевых лабораторий или лиц, уполномоченных на то вышестоящей организацией общественного питания.
О производственной проверке делают отметку в контрольном журнале. Установленные проверкой нарушения отпуска блюд отмечают в акте проверки, который составляется в четырех экземплярах, подписывается проверяющим лицом и представителем администрации предприятия. К акту проверки прилагают письменное объяснение лиц, допустивших нарушение правил отпуска продукции. Один экземпляр акта передают руководителю учреждения, проводившего проверку, два оставляют под расписку на предприятии для устранения выявленных нарушений и передачи руководителю вышестоящей организации, четвертый остается у проверяющих.
Потребительскую оценку качества продукции могут проводить с учетом собственных запросов и посетители предприятий общественного питания, оставляя записи в журнале отзывов (жалоб). За работой предприятия общественного питания установлен государственный санитарный надзор, осуществляемый санитарно-эпидемиологической службой.
Повседневный производственный контроль за качеством продукции осуществляют санитарно-технологические или технологические пищевые лаборатории. Работники лабораторий производят анализы сырья, полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции на соответствие НД, контролируют соблюдение норм вложения сырья и технологии производства продукции.
Работники лабораторий имеют право беспрепятственно производить выемку проб пищевых продуктов, полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий на предприятиях и их складах; приостанавливать на любой стадии технологического процесса использование сырья и реализацию готовой продукции при обнаружении несоответствия требованиям ГОСТ, технических условий, СанПиН или рецептур, а также в случае несоблюдения норм вложения сырья, или нарушения правил его обработки, или требований безопасности. Все обнаруженные нарушения (недоброкачественность, некондиционность, недовложение сырья) работники лаборатории фиксируют в контрольном журнале предприятия.
Наряду с обязанностями у работников предприятий общественного питания существуют права в соответствии с Законом РФ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», принятом Государственной Думой 14.08.01 г.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) Федеральными органами, уполномоченными на проведение контроля. Статья 13 настоящего закона определяет права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю.
1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятиям: качество, контроль качества продукции (услуги).
2. Классифицируйте виды контроля качества по: этапам процесса производства; широте и времени охвата; методам контроля; влиянию на объект контроля.
3. Назовите виды контроля качества в предприятиях общественного питания на всех этапах производства.
4. Укажите назначение входного контроля качества в общественном питании.
5. Назовите состав службы входного контроля качества.
6. Укажите назначение операционного контроля в предприятии общественного питания.
7. Укажите назначение приемочного контроля в общественном питании,
8. Назовите состав службы операционного, приемочного контроля качества.
9 Укажите назначение инспекционного контроля.
10 Перечислите нормативные документы, регламентирующие государственный контроль за качеством продукции и услуг в общественном питании.
11 Назовите организации, уполномоченные на проведение государственного контроля за качеством выпускаемой продукции.