План
2.1 Классификация методов контроля.
2.2 Органолептические методы контроля.
2.3 Бракераж
2.4 Измерительные методы контроля.
2.5 Регистрационные методы контроля.
Цели: ознакомившись с данной темой, студент должен
1. Иметь представление о классификации методов контроля качества
2. Знать основные понятия, разновидности, назначение, достоинства и недостатки органолептических и измерительных методов контроля.
3. Уметь применять простейшие измерительные методы при контроле качества готовой продукции
2.1 Классификация методов контроля
В целях упорядочения большого количества имеющихся методов контроля качества, для отрасли общественного питания выделяют следующие:
1. Органолептические методы контроля.
2. Измерительные методы контроля.
3. Регистрационные методы контроля.
Характеристика каждого метода контроля качества приводится ниже.
2.2 Органолептические методы контроля
Органолептические методы — методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств. Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. Для снижения субъективизма и повышения достоверности результатов необходимо знать и учитывать эти основы, а также достоинства и недостатки данных методов.
|
|
К достоинствам относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях.Большинство людей обладают достаточными сенсорными (чувствительными) возможностями для проведения органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запаха и консистенции. Однако встречаются люди, которые не воспринимают и/или не различают либо цвета («цветовые» дальтоники), либо вкуса ("вкусовые» дальтоники) либо запаха («обонятельные» дальтоники). Такие люди не могут быть экспертами по органолептической оценке качества товаров.
Проведенные автором совместно с Т.Н. Парамоновой обследования на вкусовую чувствительность более 250 человек показали, что правильное ощущение вкуса было лишь у 70% проверяемых. Около 25% обследованных путали в небольших концентрациях соленый вкус с кислым. Проявление «вкусового» дальтонизма обнаружено примерно у 5—10% проверяемых (в зависимости от возраста, пола и образа жизни).
С возрастом органолептические ощущения притупляются у большинства людей. Так, в группах торговых работников в возрасте 35-50 лет правильное ощущение вкуса было только у 25%, около 40% путали соленый и кислый вкусы; в группах 20—30-летних правильно воспринимали вкус почти 50% обследованных, а 20% путали вкусы. Курящие ошибаются при определении вкуса чаще, чем некурящие. У женщин порог ощущения сладкого вкуса выше, чем у мужнин, что объясняется рационом питания, в котором довольно высок удельный вес сладких изделий.
|
|
В ряде литературных источников как одно из достоинств органолептических методов отмечается простота, однако с учетом сложных физиолого-психологических основ с этим трудно согласиться, поскольку достоверность результатов при использовании данных методов зависит в значительной мере от обученное™ экспертов.
Для упрощенной органолептической оценки на потребительском уровне не требуется умения различать всю гамму многочисленных оттенков цвета, вкуса, запаха. При экспертной оценке, когда даже незначительные различия в значениях органолептических показателей качества имеют существенное значение, эксперты должны знать свои сенсорные возможности и уметь их применять
К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет—зеленый, красный и т. п.; вкус—сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т. п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.
Смягчить указанные недостатки могут следующие приемы: обучение оценщиков правилам оценки основных органолептических показателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам или видам продукции общественного питания, проведение оценки специально сформированными группами дегустаторов, проверенных на сенсорную чувствительность.
Прежде чем рассмотреть некоторые из этих приемов, необходимо изучить физиолого-психологические основы органолептических методов, которые зависят от используемых органов чувств эксперта.
В органолептической оценке участвуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяется на пять подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод.
Для оценки разных классов потребительских товаров применяют различные органолептические методы. Общими показателями для всех потребительских товаров являются внешний вид, в том числе цвет (довольно часто цвет или окраска выступает в качестве самостоятельного показателя) и консистенция, поэтому визуальный и осязательный методы относятся к общим органолептическим методам. Остальные подгруппы органолептических методов для всех потребительских товаров являются специфичными.
Обонятельный метод применяется при оценке запаха всех пищевых продуктов, а также отдельных групп непродовольственных товаров (например, парфюмерно-косметических, стиральных порошков, других моющих средств и т. п.).
Вкусовой метод — общий и обязательный метод для оценки всех пищевых продуктов, а также продукции общественного питания. При оценке их качества вкусовой метод почти всегда применяется в сочетании с обонятельным.
Аудиометод применяется в общественном питании значительно реже, в основном при определении консистенции замороженных продуктов (мяса, рыбы, овощей, плодов)
, а также при определении целостности стеклянной, фаянсовой, фарфоровой и керамической посуды.
Каждый из указанных органолептических методов применяется с использованием определенных органов чувств человека, при этом измеряются конкретные показатели качества (табл. 1).
Таблица 1. Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества
Подгруппа органолептических методов | Используемые органы чувств | Органолептические показатели качества |
Визуальный | Глаз — орган зрения | Внешний вид: форма, цвет, состояние поверхности, целостность |
Осязательный | Тактильные органы (осязание) | Консистенция |
Обонятельный | Орган обоняния носовые полости | Запах (аромат) |
Вкусовой | Орган вкуса — ротовая полость | Вкус |
Аудиометод | Орган слуха (слуховой аппарат) | Звук (звучание) при простукивании |
Визуальный метод — метод, основанный на восприятии внешнего вида и/или цвета объекта с помощью зрения.
|
|
Внешний вид является комплексным показателем, который включает форму, цвет (окраску), состояние поверхности целостность и определяется визуально. С помощью зрения человек получает наибольшую информацию (70—80%).
Визуальная оценка — одна из наиболее распространенных и доступных, особенно в торговле. Широко используется как экспертами, так и работниками торговли, покупателями.
Обонятельный метод — метод, основанный на восприятии запаха с помощью рецепторов обоняния. Применяется при оценке запаха, аромата или букета большинства продовольственных товаров и ряда непродовольственных (парфюмерно-косметических изделий, моющих средств, других товаров бытовой химии и т. п.).
Запах — впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обооняния, находящихся в полости носа, и отражающее свойства стимула (пахучего вещества), а также физиологические особенности индивида. Наряду с запахом для пищевых продуктов применяют термины «аромат» и «букет».
Аромат — это приятный гармоничный характерный запах продукта (аромат свежих фруктов, пряностей).
Букет — запах, формирующийся в результате объединения аромата, типичного для данного продукта, и гармонически сочетающихся нюансов, приобретенных в результате дополнительной обработки продуктов, возникает во время созревания, брожения и ферментации (сыра, вина, чая).
Ароматические вещества попадают через ноздри в полость носа вместе с вдыхаемым воздухом, а также при разжевывании продукта, проходя через перешеек горла в носовую полость.
|
|
Ощущение запаха возникает в результате раздражения хеморе-цепторных клеток, расположенных в эпителии верхней части полости носа. Отличительным признаком обонятельных клеток (обонятельных луковиц) является наличие волосков, выступающих в слой слизи. Высокая чувствительность обонятельных рецепторов свидетельствует о том, что запах переносится молекулами. Порог ощущения пахучих веществ, воспринимаемых человеком, составляет (мг/л): скатола -4'107; этилмеркаптана - 4,4'10"8; тринитробутилтолуола - 5"10"9; ванилина -2'10"7; масляной кислоты —1"10"3.
Для того чтобы обладать запахом, вещество должно быть достаточно летучим и растворимым в воде и липидах, поскольку окончания нервных волокон покрыты водяной пленкой, а для проникновения в нервные клетки вещество должно пройти сквозь клеточные мембраны. Молекулы ароматических веществ попадают в полость носа, где расположены хеморецепторные клетки, растворяются в слизи, покрывающей чувствительные клетки, и проникают через оболочки в клетку.
Человек может различать и запоминать до 1 тыс. запахов, а опытный дегустатор — 10 тыс. —17 тыс. запахов.
Монкрифор предложил теорию рецепции запаха на узнавание формы молекулы по соответствию между структурой молекулы пахучего вещества и структурой некоторой полости в рецепторной клетке.
Развивая эту теорию, Эймур исследовал запахи множества органических соединений и систематизировал их. Согласно Эймуру, имеется семь первичных запахов, а именно:
• камфорный (камфора);
• мускусный (пентадеканолактон);
• цветочный (фенилметилэтилкарбинол);
• мятный (ментол);
• эфирный (дихлорэтилен);
• едкий, острый (муравьиная кислота);
• гнилостный (бутилмеркаптан).
Структура веществ, обладающих этими запахами, определяется не химическим составом, а формой.
Кроме приведенной выше классификации запахов Эймура, предложено еще несколько классификаций. Одной из наиболее разработанных и распространенных классификаций является система X. Цваадермакера, опубликованная в окончательном варианте в 1914 г. Согласно этой системе все пахучие вещества делятся на девять клас-совВ. Для потребительских товаров наибольшее значение имеют два класса: ароматических и бальзамических запахов, которые подразделяются на подклассы (рис. 2).
Приведенная классификация несмотря на справедливую критику, из-за отсутствия лучшей продолжает оставаться наиболее признанной.
Сложность проблемы обусловливается отсутствием в настоящее время объективных критериев запаха Этим объясняется, что при органолептической оценке запаха пользуются психолого-физиологическими понятиями типа «приятный» или «неприятный», «сильный» или «слабый»
Восприятие запаха человеком субъективно при оценке приятного и неприятного, установлении сходства между запахами Чувствительность обоняния зависит от многих факторов психологического и физиологического состояния, концентрации пахучего вещества, длительности его воздействия, внешних условий и т. п. Чувствительность обоняния быстро притупляется, если какое-то вещество длительно воздействует на рецепторные клетки, но это утомление специфично! только для данного вещества К другим веществам они могут быть очень чувствительны. Некоторые люди либо совершенно лишены обоняния, либо способны ощущать запах одних веществ, но не чувствовать запаха других
Комплекс пахучих веществ запаха пищевых продуктов состоит из большого числа компонентов, принадлежащих различным классам веществ К ним относятся эфирные масла, а состав которых входят сесквитерпеновые и монотерпеновые угпеводороды, циклотерпены, их кислородопроизводные, а также летучие кислоты, альдегиды, спирты, сложные эфиры; фенолы и серосодержащие эфирные масла; продукты распада белков, жиров; меланоидины Всего в пищевых продуктах идентифицировано свыше 2 тыс. компонентов
Наиболее богаты ароматическими веществами пряности, кофе, чай, шоколад, свежие плоды и овощи. Так. в кофе обнаружено 370 компонентов, в землянике — 251, в шоколаде — 201.
Учитывая сложность комплекса ароматообразующих веществ и зачастую невозможность дать определенную характеристику запаха пищевых продуктов, при оргэнолептической оценке прибегают к примерному определению — «запах, соответствующий продукту». Только в отдельных пищевых продуктах основной запах обусловливают преобладающие летучие вещества. Так, основной тон в цитрусовых придает цитрапь. в чесноке — аллилсульфид. в ваниле — ванилин, в гвоздике, душисто» перце — эвгенол, в лавровом листе — пинеь. Большинство продукции общественного питания характеризуется сложной гаммой запахов, из которых трудно выявить преобладающий.
Предложена также упрощенная классификация групп летучих веществ и сделана попытка определить их роль в формировании типичного аромата исследованных соков.
I — низкокипящие вещества, обладающие приятным цветочным плодовым и медовым ароматами (спирты, эфиры);
II — высококипящие специфичные вещества, обусловливающие типичный аромат данного продукта,
III— вещества, не характерные для данного продукта, обладающие различными запахами разной интенсивности;
IV — вещества, обладающие неприятным запахом с различным оттенками.
Кроме приятных запахов пищевые продукты мо!ут иметь нежелательные запахи, чаще всего затхлый, землянистый. гнилостный, которые ухудшают качество. Причинами их возникновения являются микробиологические или биохимические процессы Так, затхлый запах бывает присущ продуктам, пораженным бактериям Рзвиоотопае, АсготооасЛег, Ас-йпотусе!ез; плесневелый или эемлянисгый — плесневыми грибами. Гнилостный запах появляется при поражении продуктов гнилостными бактериями или при автолитиче-ском распаде белков.
Восприятие запаха зависит также от некоторых физически свойств ароматических веществ; упругости паров, растворимости концентрации паров и адсорбции.
Отличительным свойством пахучих веществ является их растворимость в жирах.
Концентрация пахучих веществ в воздухе влияет на интенсивность восприятия запаха, а иногда и на его тон. Так, индол в небольших концентрациях имеет запах фиалки, а в больших — фекалий. Заметные отличия воспринимаемых ощущений наблюдаются при разнице в концентрации вещества не менее 30%.
Адсорбция пахучих веществ слизистой оболочки носа является обязательным условием их восприятия, причем адсорбция опережает импульс рецептора обоняния.
Давно установлено, что запахи оказывают большое влияние на самочувствие человека; приятные — улучшают его, неприятные — угнетают и могут вызвать различные отрицательные реакции (тошноту, рвоту, обмороки, отвращение к пище и т. п.).
Еще в 1835 г. русский физиолог П.А. Истаманов показал, что раздражение обонятельного анализатора человека приятными запахами (розовым и бергамотовым маслами) повышали температуру кожи, снижали кровяное давление, замедляли пульс. Неприятные запахи (уксусной кислоты, аммиака, гнили и т. п.), наоборот, вызывают понижение температуры и повышение кровяного давления, учащение пульса. Приятные запахи пищи в предприятиях общественного питания способствуют созданию и поддержанию потребительских предпочтений.
В то же время очень интенсивные запахи быстро вызывают утомляемость обоняния, потерю восприятия данного запаха или запахов вообще. В ряде случаев насыщенные запахи могут вызывать головокружение, головную боль, усиление сердцебиения (например, запах черемухи).
Вкусовой метод — метод, основанный на восприятии вкуса с помощью вкусовых рецепторов.
Вкус — чувство возникающее при возбуждении вкусовых рецепторов и определяемое как качественно, так и количественно.
Качественное определение вкуса вызвано воздействием веществ на вкусовые луковицы, которые находятся преимущественно в сосочках на языке. Кроме того, они найдены на слизистой поверхности ротовой полости, стенок глотки, миндалин, гортани. В полости рта человека может быть до 9 тыс вкусовых луковиц. Кроме того, определение вкуса связано с осязанием пищи в ротовой полости.
Вкусовой аппарат рта человека является химическим анализатором, причем более чувствительным, чем современные приборы. Все богатство разнообразных оттенков, сочетаний вкусовых ощущений возникает в результате раздражения особых органов чувств — вкусовых луковиц (почек), каждая из которых состоит из нескольких чувствительных хеморецегггорных клеток, соединенных с сенсорными нейронами и окруженных поддерживающими клетками. Хеморецепторные клетки реагируют на определенные химические вещества.
Существует четыре о с н о в н ы х вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький, атакже сложные вкусы: кисло-сладкий, кисло-соленый, сладковато-горький. Вкусовые почки дифференцированы к восприятию основных видов вкуса: сладкого, соленого, кислого и горького. Вкусовые почки, находящиеся на кончике языка, наиболее чувствительны к сладкому вкусу, у краев передней части языка — к соленому, у краев задней части языка — к кислому, у основания — к горькому.
Все вещества, обусловливающие вкус пищевых продуктов, растворимы в воде. Только в растворенном виде они могут воздействовать на химические анализаторы вкусового аппарата. Порог ощущения сахарозы — 0.4 г на 100 мл воды, поваренной соли — 0.05, соляной кислоты — 0,003, хлористоводородного хинина — 0.000008 г.
Порог ощущения зависит и от температуры раствора, что вероятно, объясняется изменением состояния молекулы белков вкусовых почек. Наилучшее восприятие вкусовых веществ происходит при температуре растворов, близкой к температуре тела человека (36,5°С) Горячие растворы тех же веществ в указанных концентрациях кажутся безвкусными, т. е. не вызывают никаких ощущений. При охлаждении до температуры 30°С сладкий вкус проявляется скорее, чем соленый или горький.
Различают четыре основных вида вкуса: сладкой, соленый, кислый, горький, ощущения которых вызываются определенными вкусовыми веществами. В последнее время к основным видам вкуса стали относить щелочной и вяжущий Ощущение щелочного вкуса вызывает водный раствор бикарбоната натрия, а вяжущий — водный раствор танина.
Кроме того, принято выделять ощущение вкуса, определяемое в зарубежной литературе термином «итатге, который означает приятность, совершенство вкуса, вызываемое его усилителями — глутаминатом натрия и нуклеотидами.
Ощущение вкуса может изменяться в зависимости от массовой доли вещества. Так, при концентрации растворов хлорида натрия и калия ниже пороговой возникает ощущение сладкого вкуса. С увеличением концентрации растворы хлорида калия изменяют вкус на горький, затем на горько-соленый. Ряд сахарозаменителей (сахарин, цикломаты, аспартам} при умеренной концентрации обладают интенсивным сладким вкусом, а при повышенной — горьким.
При оценке вкуса имеет значение и быстрота вкусового ощущения. быстрее всех воспринимается соленый вкус, затем сладкий и кислый. Горький вкус воспринимается наиболее медленно.
Вкусовые вещества пищевых продуктов можно разделить на следующие группы
1. Глюхофорные (сладкие) вещества—моно-и дисахара, сахарин, глицерин, глицин.
Разные вещества характеризуются различной степенью сладости (табл. 2).
Таблица 2. Относительная сладость некоторых Сахаров и сахарина
Название вещества | Относительная сладость, % к сладости сахарозы |
Лактоза | 0,16 |
Галактоза | 32,1 |
Мальтоза | 32.5 |
Глюкоза | 74,3 |
Сахароза | 100,0 |
Фруктоза | 173,3 |
Сахарим | 55000,0 |
Приведенные данные свидетельствуют о том. что даже изомеры (например, фруктоза и глюкоза) имеют разную степень сладости, а следовательно, и порог ощущения. Так, степень сладости глюкозы почти в 2 раза больше, чем галактозы, хотя структурные отличия молекул этих веществ незначительны.
II. Кислые вещества — минеральные и органические кислоты, кислые соли — обусловливают кислый вкус благодаря наличию свободных ионов водорода. Исключение составляют такие аминокислоты, как глицин, обладающий сладким вкусом, масляная и нитросульфокиспоты, имеющие горький вкус
Ш. Соленые вещества — сопи хлора с низким молекулярным весом. Соленый вкус определяется наличием свободных ионов хлора. Исключение составляют сопи, обладающие соленс-горьким (КВг и др.) и горьким (К1, СаС!г, МдС!2 и др.) вкусами. Примесь их в поваренной соли ухудшает соленый вкус, придавая неприятные оттенки.
IVГорькие вещества пищевых продуктов — вышеуказанные соли; глюкозиды; эфирные масла, например, луковых овощей, цитрусовых плодов (нарикгин. геспиридин); алкалоиды (теобромин, кофеин). Таким образом, горький вкус, так же как и сладкий, возникает при воздействии на рецепторы веществ разнообразного строения.
Горький вкус некоторых веществ проявляется лишь в сочетании с другими веществами. Примером может служить лимонин, который приобретает горький вкус при соединении с лимонной кислотой, что наблюдается при подмораживании и загнивании цитрусовых плодов.
Порог ощущения вкуса горьких веществ, как правило, самый низкий среди указанных групп веществ. Так, горечь кофеина ощущается в концентрации 0,006%. теобромина — 0,004%.
Гармоничность вкуса. Пищевые продукты и продукция общественного питания либо имеют какой-то один вкус (сахар — сладкий, поваренная соль — соленый, кислоты — кислый), либо отличаются сочетанием основных видов вкуса. В этом случае можно говорить о гармоничном и негармоничном сочетании вкуса Так, гармонично, как единое целое сочетаются сладкий или соленый вкус с кислым или горьким. Примером могут служить сладко-кислый вкус плодов, некоторых кондитерских изделий, сладко-горький вкус шоколада; кисло-соленый вкус квашеных овощей, рассольников, солянки и т.п. солено-горький — маслин. Негармоничными считаются сочетания солено-сладкий, горько-кислый, эти сочетания воспринимаются как два разных вкуса, они несвойственны пищевым продуктам, встречаются редко и возникают, как правило, вследствие порчи (например, горько-кислый вкус квашеных овощей)
Разные виды вкуса при сочетании могут смягчать или усиливать друг друга. Например, сладкий вкус смягчает кислый и горький, кислый усиливает соленый и горький, вяжущий и острый усиливают кислый и горький, но смягчают сладкий. Это свойство используется для улучшения вкуса продукции общественного литания. Например, в очень кислые изделия добавляют сахар
При одновременном воздействии различных вкусов иногда может наблюдаться исчезновение наиболее слабого из них, даже если вещество, его вызывающее, содержится в количествах, превышающих порог ощущения. Исчезновению слабого вкуса могут способствовать и другие факторы, изменяющие или компенсирующие вкус (рН среды, сочность, содержание жира и др.) Легко исчезает соленый, а также сладкий и кислый вкусы
Вкус большинства остальных веществ пока не установлен. Принято считать, что многие белки, полисахариды, жиры лишены вкуса. Однако наши знания в этой области пока еще неполны. Так, недавно открыты специфические белки растительного происхождения, обладающие высокой вкусовой активностью. Два из них (монеплин, тауматин) имеют интенсивно сладкий вкус и могут рассматриваться как вкусовые белки. Кроме того, обнаружены вещества, являющиеся модификатором вкуса — гликопротеид миракулин. После миракулина кислота воспринимается как сладкое вещество.
Обычно при органолегтшческой оценке пищевых продуктов под вкусом понимаются не только ощущения, возникшие в результате раздражения хеморецепторных клеток, но и также ощущения осязательные и обонятельные. Первые связаны с консистенцией продукта или действием химических веществ на слизистую оболочку рта. В связи с этим вкус может характеризоваться таким понятием, как терпкость. Вызывают ее дубильные вещества, воздействующие на внутреннюю поверхность полости рта, вследствие чего появляется чувство стягивания поверхности и ее сухости. Острый, жгучий вкус ощущается вследствие ожога слизистой оболочки (капсанцин перца, синальбин горчицы).
Вкус многих продуктов определяется и обонятельными ощущениями. При разжевывании пищи летучие вещества проходят из полости рта в носовую полость и раздражают органы обоняния При насморке пища кажется относительно безвкусной, так как обоняние частично или полностью утрачено.
Для характеристики комплекса впечатлений вкуса, запаха и осязания при распределении продукта в полости рта, определяемых количественно и качественно, применяется понятие «вкусность пищевых продуктов».
При оценке вкуса необходимо учитывать такие явления, обусловленные физиологическими особенностями органов чувств, как адаптация и усталость.
Адаптация — снижение впечатлительности органа вкуса, вызванное продолжительным воздействием вкусового импульса одинакового качества и неизменной интенсивности. При опробовании большого количества проб с одинаковым вкусом, одной интенсивности адаптация является причиной возникновения искаженных результатов. Органам вкуса в противоположность зрению и аналогично обонянию присуща быстрая адаптация.
Усталость снижает восприятие вкуса вследствие утомляемости вкусовых рецепторов под влиянием повторяющегося импульса. Она наступает по истечении различного времени в зависимости от свойств продукта, физиопого-психолоплчесхого состояния дегустаторов, натренированности, условий труда
Адаптация может возникать не только к вкусу, но и к запаху. Причем адаптация к запахам у людей выражена отчетливее, чем к вкусам. Продолжительность адаптации зависит от природы веществ, воздействующих на обоняние. Так, адаптация к йоду происходит через 4 мин, к камфоре — через 2, к эфирным маслам чеснока — через 45, ароматическим композициям одеколона — через 7—12 мин.
При совместном воздействии стимулов на органы чувств ощущение может усиливаться, что является одним из проявлений индивидуальных особенностей чувствительности — синергизма.
Синергизм — усиление интенсивности ощущения в результате совместного действия двух и более стимулов, превосходящее ожидаемое от простого сложения воздействий каждого отдельно взятого стимула.
Противоположным синергизму проявлением индивидуальных особенностей чувствительности может быть маскировка, определяемая как исчезновение ощущения стимула при одновременном воздействии одного или нескольких других стимулов. Маскировка запахов возможна при одновременном воздействии на орган обоняния двух или трех ароматических веществ, при этом ни один из них не проявит настоящих свойств и будет восприниматься неопределенно или вообще не восприниматься.
Совместное воздействие разных стимулов на органы чувств может вызвать изменение ощущений. Установлено влияние цвета на вкус и запах. Так. красный цвет усиливает степень сладости продукта, желтый и светло-зеленый — ощущение кислого вкуса. Напитки светло-зеленого цвета способствуют лучшему утолению жажды Темно-зеленый цвет увеличивает интенсивность вкуса и запаха, желтый — дает более плотное ощущение запаха, а красный и светло-зеленый цвета вызывают легкое восприятие запаха
Отдельные вкусовые, обонятельные и другие стимулы при совместном воздействии могут давать новое ощущение вкусности, называемое флевором.
Консистенция - это комплекс физических свойств продукции, которые воспринимаются через осязательные и слуховые ощущения. Консистенция товаров во многом определяется макроструктурой товара, называемой текстурой. Консистенция - характеристика текстуры, выражающая совокупность реологических свойств пищевых продуктов,
Для характеристики консистенции применяют такие понятия, как нежность, сочность, жесткость (для мяса и рыбы), разжевываемость, волокнистость, деревянистость, песчанистость (для плодов и овощей) и др. В зависимости от структуры продуктов различают консистенцию жидкую, твердую, кристаллическую, аморфную, желеобразную, пенообразную, пористую, волокнистую. Консистенция различных групп изделий характеризуется обычно несколькими определяющими. Например, консистенция мяса жаренного - мягкая, сочная, картофельное пюре - однородная, пышная и т.д.
Такой показатель как цвет может свидетельствовать о порче продукта или нарушении теплового режима при жарке, выпечке (излишний колер жареного мяса, булочных изделий и др.)
Достоверность органелепгического метода зависит от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих органолептические показатели. Органолептический анализ, несмотря на его субъективность, позволяет быстро и просто оценить качество сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, обнаружить нарушения рецептуры, технологии производства и оформления блюд, что дает возможность принять меры к устранению обнаруженных недостатков.
Качество кулинарной продукции оценивают по следующим показателям внешнему виду, вкусу, запаху, цвету и консистенции. Для некоторых групп изделий вводят дополнительные показатели- прозрачность (чай, желе), вид на разрезе (мясные, фаршированные изделия, пирожные и др.), окраска корки и состояние мякиша (мучные, кондитерские изделия).
Органолептические показатели могут иметь описательные (качественные) характеристики (внешний вид: свойственный или несвойственный; вкус: сладкий, кисло-сладкий, сладко-горький и т.п.) или количественные характеристики (в баллах).
Каждый показатель качества продукции (внешний вид, цвет, консистенция, запах, вкус) оцениваются по пятибалльной системе: 5 - отлично; 4 - хорошо: 3 - удовлетворительно; 2 - плохо; 1 - очень плохо (неудовлетворительно). Общая оценка выводится как среднее арифметическое с точностью до одного знака после запятой
Для более точного подсчета баллов за обнаруженные дефекты пользуются «Шкалой снижения оценки качества блюд и кулинарных изделий за обнаруженные дефекты» по каждому из органолептических показателей (Приложение 1)
Для перевода суммы баллов в соответствующую оценку пользуются табл. 3.
Таблица 3. Перевод 25-балльной шкалы в соответствующую оценку
Сумма баллов | Средняя оценка |
25...22 | Отлично |
21... 18 | Хорошо |
17.. 15 | Удовлетворительно |
14... | Неудовлетворительно (брак) |