Для разных субъектов рыночных отношений последствия изготовления, реализации и потребления фальсифицированных товаров связаны с определенными риском и потерями.
Конечно, подвергаются наибольшему риску и несут самые большие потери от фальсификации потребители. Риск потребителя связан с нанесением вреда его жизни, здоровью и имуществу, если фальсифицированные товары в результате применения заменителей становится опасными.
Значительные потери вследствие фальсификации несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком Распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные продукты, возникает риск утраты здоровья многими членами обще-9™а' снижается продолжительность жизни, увеличивается смертность от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.), ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечном счете впияет на ухудшение качества жизни общества в целом,
|
|
В отличие от индивидуального потребителя и общества фальсифи-
оры-изготовители и продавцы имеют незаконную прибыль за счет не-
и раВДанно высоких цен на фапьсифицированные товары, ради которой
СОавршаются эти противоправные действия,
вы» есте с тем °нй подвергаются и значительному риску, так как лри П№ ^внии Фальсифицированного товара налагаются штрафы, выдается линнПИСанИе ° пеРемЭркировке с целью доведения до потребителя под-с^ ^^ ^именования товара, если он пригоден для пищевых целей, и т0п..еНии Цены, а при тяжелых последствиях (смерть и пр.) фальсифика-
привлекаются к ответственности.
лрцц- _СПи обнаружена фальсификация и товар признан опасным, на-при ' ПРИ идентификации перед сертификационными испытаниями, ^' качества, то выдается предписание об уничтожении всей
партии товара. Возникающие при этом издержки (транспортные расходы, затраты на уничтожение) и материальные потери, определяемые закупочной стоимостью партии и расходами по доставке, могут значительно превысить размер незаконной прибыли.
Указанные выше последствия носят социальный, экономический и моральный характер. Наряду с этим существуют еще и правовые последствия фальсификации.
Для пресечения незаконной деятельности фальсификаторов необходим комплекс мер предупредительного и наказуемого характера.
Меры по предупреждению и борьбе с фальсификацией продукции представлены на рис. 10.
Меры предупредительные могут быть социальными и административными. Их цель - профилактика правонарушений, связанных с обманом получателей и потребителей с помощью разного вида фальсификаций товаров
|
|
, | 1 Меры | V | . | ||||||
| предупредительные | | | на | тин и! | | |||||||
-> •? -> | * | Г | "Т | ——1 | |||||
социальные | административные | . ————— I ________. правоохранительные | |||||||
-> | |||||||||
ПОДГОТОВ1Ш специалистов, ни информационное обеспечение | ' | еоьсршенаво-вание работы н создание новых органов по сертификации | |||||||
разработка н исполнение законодательных актов | |||||||||
ииформащи потребителей | |||||||||
усиление государственного контрол! | разработка н -* внедрение нормативных | ||||||||
разработка метопов нжн-тифниацин я выявленн! фальснфнка- | создание органов независимой экспертизы | ||||||||
Определение порядка прослежи-мсносги. уничтожен И1 опасных и переработки (неречвркнротан) безопасных фальсифицированных товаров |
Рис. 10. Меры ПО предупреждению и борьбе с фальсификацией продукции
ппедупредительные меры социального характера основаны на вке высококвапифицированных компетентны специалистов - то- ЯгсЛ° в технологов, повышении их информационного обеспечения, вэровед ^ действенным средством по предотвращению попадания в о " питание и в конечном счете потребителю фальсифициро-
-Наряду с подготовкой специалистов не менее важной профилакти-
, мерой является информация потребителей о возможных спосо-средствах фальсификации, а также методах ее обнаружения в кон-
„оетных товарах.
К профилактическим мерам административного характера относит-еоздание органов независимой экспертизы, что позволит проводить ^ентификацию товаров, когда у получателя или потребителя появляет-"? сомнение в их ассортиментной принадлежности и качестве. Например продукт по всем документам идентифицирован в накладной и сертификате как масло сливочное, но его органолептические свойства сомнительны для получателя. Обращаться в орган по сертификации, выдавший сертификат на этот продукт как «масло сливочное», бесполезно, так как результат может повториться.
Возможные решения при обнаружении фальсификации пищевых продуктов представлены на рис. 1 1.
Определение порядка прослеживаемости дальнейшей судьбы фальсифицированных товаров относится к важнейшим мерам административного характера – определение компетентных органов, контролирующих уничтожение опасных товаров, перемаркировку, уценку или
промпереработку безопасных пригодных безусловно или условно для пищевых целей. Только при наличии таких органов, а также законодательных и нормативных актов, регламентирующих нормы и правила по предотвращению и пресечению реализации фальсифицированных товаров, можно искоренить это зло.
Разработка и использование законодательных актов относятся к мерам предупреждения и наказания.
Ряд законов может быть косвенно применен к фальсификаторам, реализующим опасные товары и дающим о них недостоверную информацию.
В первую очередь это относится к Закону РФ «О защите прав потребителей». Так, в ст. 4 говорится, что «продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям, а также информации о товара* (работах, услугах), представленной продавцом (изготовителем, исполнителем)». Статья 5 устанавливает право потребителей на безопасность для их жизни, здоровья, окружающей среды и предписывает изготовителем немедленную остановку производства опасных товаров, принятие мер по изъятию их из оборота и отзыву от потребителей.
|
|
В ст. 6,7,8 предусматривается право потребителя на информацию. а также требования к ней. а в ст. 10.11,12 - ответственность за ненадлежащую информацию и реализацию некачественных товаров
Поскольку целью фальсификации является обман потребителей, то в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях РФ есть ряд статей, предусматривающих наказание за обман потребителей, выпуск и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, незаконное предпринимательство.
В ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определены не только термин «фальсифицированные продукты», но и меры ответственности.
Согласно указанному закону изготовление и реализация фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними влечет административную ответственность в форме наложения штрафов: на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров и без нее; на индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 МРОТ и на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, или на юридические лица от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой
В 146 ст. Уголовного кодекса предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрэфактной продукции в размере от 100 до 500 МРОТ и тюремный срок до 5 лет. Для сравнения: во Франции за такие нарушения предусмотрен штраф в размере от 150 тыс. евро и до 2 лет тюремного заключения
Слабость нормативно-правовой базы, несоблюдение действующего законодательства, а также огромная прибыль от реализации контра-фактной и фальсифицированной продукции, доходящей иногда до 500%,
. ос««ные причины высокого роста выпуска и реализации такой продук.
ЦИЙ* к числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых поодую™ ^осится алкогольные напитки: водка, ликероводочные изделия коньяк ^„а; безалкогольные напитки: природная минеральная вода (Боржоми и Ессентуки - 70% от всего объема продаж), соки, квас, сливочное масло-молочные и мясные консервы; чай, кофе; шоколад, шоколадные иэде^ лия: растительное масло (особенно часто оливковое и кукурузное), колбасные изделия и мясокопчености. Фактически в этом перечне представлены почти все группы продовольственных товаров.
|
|
Порядок изъятия некачественнойи/или фальсифицированной продукции
Результатом проведения товарной экспертизы является выявление соответствия или несоответствия потребительских товаров установленным требованиям, а также определение их градации качества. В случае установления несоответствия товаров дают рекомендации о способах их утилизации, которые реализуются предпринимателями самостоятельно или с участием органов Роспотребнадэора. Таким образом, заключения по результатам экологической экспертизы могут быть частью общей товарной экспертизы.
Товары ненадлежащего качества могут быть выявлены также другими органами государственного надзора и контроля, при этом в пределах их компетенции принимается решение о приостановлении запрещении реализации продукции, ее изъятии и способах утилизации.
Экологическая экспертиза продовольственного сырья и пищевых продуктов проводится на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г, № 52-ФЗ;
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЭ;
Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных Р°Довольственного сырья и пищевых продуктов, их использования и
1ьТ1?жвния (постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г, ™ '263).
ст 22 ФЗ «О санитарно-элидемиологическом благополучии на-устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования д- рУ' "пользованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и *отоп°НеНИЮ отходов производства и потребления, условия и способы обита ДОЛжиы 6ыть безопасными для здоровья населения и среды
(дал Орядок' Условия и способы указанных видов работ с отходами при ^"^ п°рядок) устанавливаются органами местного самоуправления это санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии П°рядка санитарным правилам. В местах централизованного ис-ования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов проиэеодства и потребления должен осуществляться и радиационный контроль
Порядок проведения работ с отходами производства и потребления регламентируется Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и указанным ранее постановлением Правительства РФ I* 1263.
Пищевая продукция, качество которой не соответствует санитарно-эпидемиолотческим, ветеринарным или экологическим требованиям, изымается из обращения по постановлению органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, не подлежит реализации по целевому назначению и должна быть использована в иных целях, утилизирована или уничтожена.
Обоснование возможных способов и условий использования, утилизации или уничтожения пищевой продукции проводится их владельцем по согласованию с органами, вынесшими постановление об их изъятии, а в отношении продукции, признанной непригодной для пищевых целей, — с органами Роспотребнадзора.
Если продукты признаны недоброкачественными в результате проведения товароведной, санитарно-эпидемиологической. ветеринарной или экологической экспертизы, в акте экспертизы наряду со всеми необходимыми сведениями приводятся заключение о качестве осмотренных товаров и обоснование невозможности их использования по назначению, а также рекомендуются способы утилизации. Эти рекомендации могут быть даны экспертом на основании органолептической оценки и/или с учетом результатов лабораторных испытаний. При рекомендации технологической утилизации пищевых продуктов на корм животным необходимо положительное заключение органов Федеральной службы по вете-ринарно-санитарному и фитосанитарному надзору. Владелец товаров может принять рекомендации экспертов к сведению или определить порядок их перерабатки либо уничтожения по согласованию с органами Роспотребнадзора.
В заключении на нестандартные пищевые продукты, условно пригодные к использованию по назначению, указывается пригодность продукта для питания людей при соблюдении определенных требований (дополнительная проверка на безопасность, сортировка для ограничения сроков реализации, перемаркировка при условии дополнительного контроля за использованием и др.), а также пригодность для промперера-ботки в качестве сырья.
Решение об уничтожении опасных пищевых продуктов (технических или абсолютных отходов) принимается с указанием наиболее рационального способа утилизации.
В акте экспертизы обязательно должно быть определено лицо, ответственное за выполнение рекомендаций (решений) экспертов, а также предприятие, где будет проводиться переработка недоброкачественных товаров или их отходов.
Использование, утилизация или уничтожение изъятой продукции осуществляются их владельцами или организацией либо физическим лицом, которым владелец передает по договору выполнение этих работ.
Контроль за выполнением принятых решений по утилизации не-чественной и опасной продукции возлагается на органы Роспот-которые проверяют правильность выполнения рекоменда-га1СК.ов или решений госинспекторов путем проведения докумен-эй экспертизы. При этом руководитель торговой организации (или
-твенного питания) и/или владелец товара обязан предоставить ор-
Роспотребнадзора и/или контрольным органам, выявившим нека-о продукцию и выдавшим заключение, технический расходный,, подтверждающий соблюдение рекомендаций эксперта или зипЛ госинспекторов (или санитарных врачей). таким документом может быть акт об использовании или утилизации товаров. К акту могут быть приложены накладная о вывозе отходов на свалку с соответствующей отметкой организации, акт о передаче продукции на корм скоту (представляется в органы государственного ветеринарного надзора), на перерабатывающее предприятие. В расходном документе должны быть указаны: лицо, ответственное за точное соблюдение указаний о способе утилизации товаров; наименование товара, его количество, наименование организации — сдатчика и получателя, реквизиты получателя, дата сдачи.
Для опасной продукции, подлежащей уничтожению, в решении соответствующего органа государственного надзора (контроля) определяются порядок, способ, срок уничтожения забракованных товаров, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или материально ответственного лица, отвечающего за сохранность опасной продукции, размер товарной партии (масса, количество упаковочных единиц), срок сдачи и хранения.
Хранение недоброкачественной продукции допускается, если это не опасно в санитарно-эпидемиологическон отношении. Ответственность за сохранность такой продукции несет ее владелец. Условно пригодные и непригодные к использованию по назначению товары должны "Раниться в отдельном помещении для предотвращения инфицирования ч™* контакта поврежденных и неповрежденных товаров, поглощения по-спвдними посторонних неприятных запахов. Учет недоброкачественных то*аров ведется особо: с точным указанием их количества, способов и У^кжий использования, утилизации или уничтожения,
При хранении и утилизации опасной продукции должен проводить-19 строгий контроль за ее сохранностью, исключающий хищения отдель-"^и работниками специализированных предприятий, которые осущест-I**11 утилизацию. В средствах массовой информации неоднократно."водились примеры серьезных отравлений людей пищевыми продук-которые вместо уничтожения были похищены обслуживающим ш, К сожалению, при утилизации путем складирования или захоронение на неогражденных свалках контроль за уничтожением товаров ю отсутствует. В результате опасная продукция может быть по-- на свалках детьми, бездомными или малообеспеченными и. При этом нет гарантии, что все это не станет объектом уличной я. Последствия такой бесконтрольности не трудно предсказать —) Отравления, вспышки эпидемиологических заболеваний.
Органы, вынесшие постановление об изъятии товаров из реализации, должны осуществлять контроль за их использованием, утилизацией «ли уничтожением.
Для предотвращения негативных последствий утилизации опасной продукции путем складирования или захоронения отходов необходимо применять механические, химические или технологические способы уничтожения ее, а также усилить контроль за соблюдением правил уничтожения органами Рослотребнадзора.
Санитарный врач или по его поручению помощник присутствует только при уничтожении продукции, опасной для здоровья населения или окружающей среды. Кроме того, с разрешения санитарного врача при уничтожении может присутствовать представитель местной общественности (санитарный инспектор).
Уничтожение производится за счет предприятия — владельца опасных товаров. Если уничтожение осуществляется силами и средствами владельца товаров, то приказом по предприятию создается специальная комиссия. При уничтожении опасной продукции в нее обязательно включают представителей органов Роспотребнадэора (санитарных врачей или их помощников).
Об уничтожении составляется акт с указанием времени и места его составления; наименования организации — владельца и поставщика уничтожаемого товара; наименования и количество товара; фамилии, имени, отчества, должности членов комиссии; способа уничтожения (акт экспертизы или акт проверки), В течение трех-четырех суток акт должен быть представлен органу государственного контроля и надзора, принявшему решение об уничтожении партии продукции.
При проведении государственного надзора или контроля за соблюдением обязательных требований стандартов этот порядок уничтожения опасной продукции и вторичной переработки условно пригодной продукции должен быть достаточно четко регламентирован правилами обращения с такой продукцией, начиная от определения градации качества до ее утилизации.
Однако в случае проведения товарной экспертизы или сертификации, особенно добровольной, независимые эксперты дают лишь заключение о соответствии или несоответствии продукции. Вне пределов их компетенции — принятие решений об изъятии, уничтожении опасной продукции или направлении на переработку условно пригодной. В данном случае эксперты могут дать рекомендации, которые владелец некачественных товаров волен выполнять или не выполнять. В свою очередь эксперт может информировать об опасных товарах органы Рос-потребнадзора. которые вправе осуществлять государственный контроль за утилизацией такой продукции.
Если санитарнс-эпидемиологичеекие органы принимают решение о запрещении реализации или уничтожении недоброкачественной пищевой продукции, имеющей сертификат соответствия, они направляют это решение в орган по сертификации. Последний должен приостановить действие сертификата или аннулировать его.
Сложность заключается в отсутствии правила л
ксперт"*' организации и органы государств^*»"• обязывающей енно информировать органы РоспотребнадзиГа ° ^ °НТроля своввре-й ил- единичных экземпляров продукции ПоГомТИИ Т°ваРны* х правовых актах должны быть предусмотри ^У в <**"»«*-ия и организации прослеживаемое™ условно пЖГ-ИН*Ор1ии-й продукции, введена ответственность за сокры?и?и.Г' а Также такой продукции, нарушения условий ее сохранностиГЛЙ?мации ° Лишь при проведении экологической экспертизы предусмэтпГ, мия' ветственность за нарушение Федерального закона 7о7 эТолг!!Г °Т: экспертизе, ст. 30-34). в частности за реализацию объектов эГпоГ°И ской экспертизы без положительного заключения «спертой Экопоги^ Владельцы опасной продукции, нарушающие порядок ее уничт^ жения, должны знать, что в соответствии со ст 31 указаннпт 1 рального закона «лица, виновные в совершении нарушения законов тельсгва Российской Федерации об экологической эк^ерти^ или в ^" рушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные эк погические или иные последствия, несут уголовную отве^венность соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации»
Вопросы для самоконтроля
1,Дайтеопределение терминов «идентификация продукции» и «оценка соответствия продукции(услуг)».
2,Назовите цели и задачи идентификации.
3,Перечислите виды идентификации.
4,Укажите функции идентификации.
5.В чем сходство и различие ассортиментных и качественной идентификации.
6.Какое значение имеет партионная идентификация?
7.Дайте понятия фальсификации продукции, назовите примеры в общественном питании.
8.С какой целью используют ассортиментную фальсификацию? Приведите примеры из деятельности ПОП.
9. С какой целью используют количественную фальсификацию? Примеры из общественного питания.
10. С какой целью используют стоимостную фальсификацию? Примеры из общественного питания.
11. С какой целью используют информационную фальсификацию? Примеры из общественного питания.
12.Укажите основные способы фальсификации мясных п/ф и методы ее обнаружения.
13. Укажите основные способы фальсификации рыбы и методы ее обнаружения.
14.. Укажите основные способы фальсификации кофе и методы ее обнаружения.
15. Укажите основные способы фальсификации чая и методы ее обнаружения.
16.Укажите основные способы фальсификации кондитерских изделии и методы ее обнаружения.
17.Назовите меры предупредительного характера борьбы с фальсификации продукции общественного питания.