Управление по отклонениям

Процесс контроля составляет основу управления по отклоне­ниям, которое сегодня в западных фирмах получило широкое распространение. Суть его состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями, содержащиеся в пла­нах или существующие самостоятельно, формализуются в систему нормативов, отклонения от которых выявляются в результате кон­троля и служат основой принятия управленческих решений.

Отклонения от заданной «траектории движения» возникают потому, что процесс достижения целей — не такой гладкий, как хотелось бы. Причинами отклонений могут быть различного рода непредвиденные ситуации, возникающие в процессе выполнения плана, игнорирование исполнителями необходимых действий из-за небрежности, усталости, вызванной перегрузками, некомпетен­тности, недобросовестности, злоупотреблений.

Отклонения могут быть разными по масштабам и последстви­ям. Если они незначительны, на них можно вообще не обращать внимания, или подчиненные могут самостоятельно исправить по­ложение, не ставя в известность руководителя. При значительных отклонениях, создающих опасность для развития организации или подразделения, руководителю приходится брать бразды прав­ления в свои руки.

Чтобы правильно определить момент, когда руководителю нужно вмешаться в дело, отклонения классифицируют по каче­ственным и количественным параметрам, срокам, причинам воз­никновения, степени опасности с определением критических зна­чений. Если последние превзойдены, возникает необходимость вмешательства руководителя в управленческий процесс.

Итак, руководитель включается в управленческую деятельность только в серьезных случаях, положившись в остальном на опыт и способности исполнителей. Это позволяет ему не растрачивать на пустяки силы, время и способности, сократить число принимае­мых решений и дать простор творчеству подчиненных. Иными словами, часть своих полномочий по выработке и принятию менее важных и ответственных решений руководитель передает под­чиненным, не дистанцируясь от них, а наблюдая за их действиями и при необходимости поправляя. Чтобы такая система была эф­фективной, руководитель должен доверять подчиненным, своев­ременно поощрять их за успехи и одновременно пресекать попыт­ки переложить на него ответственность за решения.

Управление по отклонениям используется для обучения подчи­ненных, расширения их кругозора, овладения направлениями де­ятельности фирмы, подготовки к более высоким должностям в бу­дущем.

В то же время управление по отклонениям связано с опреде­ленными сложностями и негативными последствиями. Оно куль­тивирует у руководителей и исполнителей слишком формальный подход к делу, оценке ситуации, принятию решений. В результате при нехватке информации, возникновении нестандартных ситуа­ций, особенно связанных с психологическими аспектами, в его реализации могут возникнуть серьезные препятствия.

Внедрение управления по отклонениям требует создания спе­циальной системы учета отклонений и оповещения о них руко­водителя, что ведет к дополнительной бюрократизации управ­ленческого процесса. Наконец, управление по отклонениям во многом исходит из идеи несвойственной деловой жизни ста­бильности, усыпляет бдительность, особенно в отношении незна­чительных на первый взгляд отклонений, которые могут иметь са­мые неблагоприятные последствия.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем сущность контроля?

2.Каковы задачи управленческого контроля?

3.Перечислите принципы контроля.

4.Каковы виды контроля?

5.Какие вы знаете стадии контроля?

6.Каковы этапы контроля?

7.Что такое внешний контроль?

8.В чем сущность внутреннего контроля?

9.Каким должно быть соотношение внешнего и внутреннего контроля?

10. Что такое управление по отклонениям, в чем его преимущества и недостатки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: