Единой формулы организации работы по маркетингу не существует, как нет и единой схемы построения маркетинговой работы на уровне организации. Конкретные формы, содержание и направление маркетинга могут значительно различаться в зависимости от рода деятельности, ее масштабов, внешних условий.
Организация маркетинговой деятельности включает построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками службы, создание условий эффективной работы и взаимодействия с другими подразделениями.
При построении маркетинговой структуры необходимо соблюдать следующие принципы.
• Единство целей. Базовые цели — объем продаж, прибыль, отношение прибыли к объему продаж, доход на одну акцию, доля организации на рынке, структура капитала (то есть доля субсидированного капитала). Цели не должны исключать друг друга.
• Простота. Простота и четкость организационной структуры способствуют активному участию персонала в реализации целей.
• Эффективная система связи между подразделениями, обеспечивающая четкую передачу информации. Обязательна обратная связь.
• Принцип единого подчинения. Служащий должен получать приказы только от одного начальника. Для совокупности функций, имеющих одну цель, должен быть один руководитель.
• Малозвенность. Чем меньше звеньев у структуры, тем быстрее передается информация снизу вверх и сверху вниз.
Организация маркетинга может быть функциональной, ориентированной на продукт, рынок или сегмент.
Функциональная организация маркетинга базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, специализации работников. Деятельность специалистов службы в таком случае организуют исходя из функций маркетинга, которые они выполняют. Структура функционального типа целесообразна для организаций, у которых число товаров и рынков невелико. В этом случае рынки и производимые товары рассматриваются как однородные.
Такая структура эффективна при устойчивом производстве ограниченного ассортимента изделий благодаря простоте управления. Однако при расширении номенклатуры продукции производственная маневренность структуры снижается, поскольку возрастает период реакции на изменение внешних условий.
При продуктовой организации маркетинга специалисты службы маркетинга закрепляются за видами или группами продукции. Деятельность по управлению продуктом включает:
• планирование продуктовой стратегии;
• прогнозирование объема продаж;
• мониторинг характеристик продукции;
• рекламу и стимулирование продаж;
• выбор марки продукта, упаковки;
• планирование производства и инновационной деятельности;
• ценообразование;
Организация управления строится на следующих принципах: во-первых, маркетолог работает не с широким кругом товаров, а с отдельным товаром или их группой (конечная продукция, сельскохозяйственное сырье, материально-технические средства, услуги); во-вторых, ни один товар не должен быть обойден вниманием.
Такая маркетинговая структура обходится дороже, чем функциональная, поскольку требует больших расходов на оплату труда из-за увеличения количества работников. Поэтому организация службы маркетинга по товарному принципу распространена только в крупных организациях, где объем продаж каждого товара достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование. Товарная ориентация особенно проявляет свои положительные свойства, когда требования к рекламе, организации сбыта и обслуживания, упаковке и т. д. существенно различны для каждого товара.
Для организаций, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания, целесообразна организация маркетинга по рынкам
При рыночной (сегментной) организации маркетинга каждый специалист службы работает с определенной группой покупателей, несет ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности в отдельных сегментах рынка. Главное достоинство такой структуры управления — концентрация маркетинговой деятельности вокруг конкретных рыночных сегментов.
Рыночная ориентация позволяет углубленно изучать потребности покупателей, специфичные для каждого рынка вследствие национальных, политических, экономических и иных отличий, адекватно формировать рекламу и стимулирование сбыта, учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров, их упаковки и т. д.
В вертикальных и горизонтальных маркетинговых системах чаще применяют комбинированные структуры управления: функционально-продуктовую, функционально-рыночную, продуктово-рыночную.
Под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, а также других факторов изменяются характер и цели организации, способы их достижения. В силу этого маркетинговые структуры должны обладать определенной гибкостью и приспособляемостью.
Маркетинговые структуры могут считаться гибкими только в том случае, если они способны менять свои организационные формы при изменении стратегии. Перестройка может происходить быстро и без снижения эффективности работы организации, если способность к изменениям заложена в самой структуре. Чтобы маркетинговые структуры были гибкими, организация должна располагать текущей информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде, которая представлена демографическими, экономическими, природными, техническими, политическими и культурными факторами.
Организационные структуры могут быть двух типов: «жесткие»; «мягкие». «Жесткая» структура имеет следующие особенности: обязанности работников четко определены контрактом; усилена централизация и специализация власти; работник не обязан выполнять работу, не предусмотренную должностью; действует множество формальных инструкций. Такая структура эффективна в условиях стабильной внешней среды. В изменчивой среде более целесообразна «мягкая» структура. Она менее специализирована по сравнению с «жесткой», в ней преобладает децентрализация полномочий. Круг обязанностей определен примерно, работник обязан выполнять любые обязанности, связанные с основными. Содержание работ постоянно меняется, а от исполнителей руководство ждет предложений по их улучшению. Формальных инструкций в «мягких» структурах немного, отношения между работниками лучше. «Мягкость» оргструктуры обеспечивает благоприятный климат для нововведений и способствует выдвижению новых идей.
Контрольные вопросы и задания
1.Перечислите принципы маркетинга.
2.Каковы функции маркетинга?
3.Что такое внешняя микро- и макросреда маркетинга?
4.В чем особенности маркетинга сельскохозяйственной продукции?
5.Что представляет собой комплекс элементов маркетинга?
6.Назовите основные стратегии маркетинга. В чем их сущность?
7.Как организуют маркетинговую деятельность?