Стратегические альянсы – это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя ресурсы друг друга, вместо того чтобы:
- запустить производство самостоятельно, не разделяя ни с кем более рисков и стараясь победить конкурентов;
- создать условия для слияния или поглощения компаний.
Рис. Схематическое изображение альянса
Особенности:
· Независимость каждой из фирм-партнеров (не теряют стратегической автономности и остаются преданы индивидуальным интересам).
· Наличие нескольких руководящих центров, которые сообща должны принимать решения.
· Компании-партнеры являются равноправными участниками альянса.
· Отношения, построенные ни диалоге между компаниями.
· Интересы и цели, зачастую противоречат друг другу.
· Деятельность альянса определяется не специфическим юридическим статусом, а прочными партнерскими отношениями между компаниями.
Альянс предполагает заключение договора. В основном не образуют другие юридические формы, но иногда могут образовать общий филиал или совместное предприятие.
|
|
Сотрудничество (кооперация, стратегический альянс) могут типами партнерских взаимоотношений. Типы альянсов:
1. Транснациональные совместные предприятия
2. Вертикальные партнерские отношения
3. Межотраслевые соглашения
4. Стратегические альянсы фирм-конкурентов.
Выгоды от образования альянсов:
- Распределение издержек. Например, при инвестировании в новые продукты – долевое распределение издержек, идущих на разработку.
- Объединение знаний.
- Специализация. Каждая компания альянса, например при разработке нового продукта, занимается той работой, которая основывается на её специальной особой компетенции.
- Рыночная власть. Альянсы способны уменьшить конкуренцию между фирмами.
При образовании альянсов могут существовать и потенциальные издержки:
§ Столкновение корпоративных культур. При совместной работе разные подходы к её осуществлению.
§ Проблемы в распространении знаний. Компании могут не желать кооперироваться с другими из-за нежелания, чтобы их знания стали доступны для конкурентов (Например, McDonald’s и Coca-Cola).
Стратегические альянсы, в отличие от слияний, включают компании, которые, несмотря на то, что они были объединены для достижения общих целей, не теряют своей стратегической автономности и остаются преданы индивидуальным интересам (рис. 2).