Цели, задачи и структура отраслевой политики государства

Эффективная организация отраслевых рынков невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Базовой причиной необходимости государственной отраслевой политики служат провалы рынка. К провалам рынка относится монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. Провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции. Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне издержек входа и трансакционных издержек.

Задачи отраслевой (промышленной) политики:

• оптимизация уровня конкуренции. Конкуренция на товарных рынках служит способом достижения экономической эффективности. Конкуренция является средством создания среды, благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. Необходимым уровнем конкуренции служит тот, при котором обеспечивается достижение указанных частных целей. Следовательно, оптимальный уровень конкуренции и государственной отраслевой политики в целом меняется в зависимости от особенностей страны, периода ее экономического развития, места в мировом экономике и многих других факторов;

• оптимизация поведения субъектов рынка. Необходимо создавать условия для независимого принятия решений экономическими агентами. Для этого необходимо:

1) снижать отраслевые барьеры;

2) развивать рыночную инфраструктуру;

3) обеспечивать распространение информации.

Структура отраслевой политики:

1. Антимонопольная политика

1.1. Ограничение монопольной власти (регулирование цен, ограничение доходности)

1.2. Поддержание конкурентности рынков (регулирование концентрации рынка, ограничение доходности)

2. Инвестиционная политика

3. Научно-техническая политика

4. Внешнеторговая политика

4.1. Противодействие монопольной власти иностранных фирм (тарифы на импорт, квоты на импорт)

4.2. Укрепление конкурентоспособности отечественных фирм (субсидирование экспорта)

4.3. Укрепление конкурентоспособности национальных рынков (экспортные тарифы, тарифы и квоты на импорт)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: