Тема 2. Экономические основы МСУ

Функции МСУ в сфере экономики:

þ Управление муниципальным имуществом;

þ Управление муниципальными финансами;

þ Управление взаимодействием с немуниципальными хозяйствующими субъектами (частно-муниципальное партнерство);

þ Налоговая, тарифная, ценовая политики;

þ Инвестиционная политика (самостоятельное принятие инвестиционных решений и использование в этих целях собственных и заемных ресурсов);

þ Управление межмуниципальными и международными экономическими связями.

Для выполнения своих задач МО должно обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими.

Экономическую основу МСУ составляют:

Имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Средства местного бюджета;

Имущественные права МО (имущество и финансы другие хозяйствующих субъектов, на которое МО имеет права – МУП и МУ).

Понятие экономической основы МСУ шире понятия муниципальной собственности, так как включает различные виды собственности, которой ОМСУ самостоятельно распоряжаются и за счет которой решают ВМЗ.

В собственности МО может находиться:

Æ Имущество, предназначенное для решения ВМЗ;

Æ Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ ФЗ и законами субъектов РФ;

Æ Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности ОМСУ и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников МП и МУ в соответствии с нормативными актами МО

Состав муниципального имущества определяется в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.

Экономические основы МСУ обеспечивают хозяйственную самостоятельность МСУ, служат удовлетворению потребностей населения МО.

Согласно ФЗ 3 131 в собственности МО может находится только то имущество, которое предназначено для решения ВМЗ и для реализации государственных полномочий. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (с целью получения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другому собственнику.

Это неправильно, так как МО вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции МС, принадлежащей МО (населению), а не ОМСУ.

МС предназначена только для решения предметов ведения МСУ – целевое назначение.

Целевое назначение МС:

Þ Эффективное осуществление полномочий МСУ;

Þ Решение задач жизнеобеспечения населения;

Þ Обеспечение возможности оказания услуг населению;

Þ Обеспечение возможности функционирования МУ, оказываемых муниципальные услуги;

Þ Создание благоприятной социальной обстановки и решение социальных задач.

ОМСУ от имени МО управляют МС, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законом.

МС это публичная собственность, которая принадлежит населению МО и ОМСУ, осуществляющим публичную власть от имени населения.

ОМСУ вправе передавать МИ во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и субъектов РФ, ОМСУ иных МО, отчуждать, совершать иные сделки, не противоречащие законодательству, устанавливать сервитуты.

Представительный орган устанавливает порядок управления и распоряжения МИ, а исполнительный орган непосредственно управляет.

МИ может быть приватизировано. Порядок и условия приватизации определяются НПА ОМСУ в соответствии с ФЗ. При приватизации следует учитывать социальную значимость объекта.

Все доходы от использования и приватизации МИ поступают в местный бюджет. При этом приватизация приносит большие разовые платежи в местный бюджет, а аренда – постоянный доход в местный бюджет.

Приватизация МИ основывается на признании равенства покупателей МИ и открытости деятельности ОМСУ.

Способы приватизации МИ:

¡ Преобразование унитарного предприятия в ОАО;

¡ Продажа МИ на аукционе;

¡ Продажа акций ОАО на специальном аукционе;

¡ Продажа МИ на конкурсе;

¡ Внесение МИ в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

Местные власти должны обеспечивать получение дохода от МС – упорядочить арендные платежи, определить отчисления от приватизации МУП, пересмотреть льготы, предусмотреть аренду, установить экономическое обоснование тарифов на ЖКУ.

Можно использовать новые формы имущественных отношений – передача объектов МС на праве оперативного управления, сдача их финансовую аренду с правом выкупа, использование МС в качестве залога для обеспечения муниципальных обязательств, выпуск ЦБ, обеспеченных муниципальной собственностью.

МС защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности и не может быть изъята иначе, как по суду в случаях, предусмотренных законодательством.

Учет МС осуществляется согласно Положению о порядке владения, пользования и распоряжения МС структурными подразделениями Администраций МО путем ведения Реестра объектов МС.

Для эффективного управления МС наиболее приемлемы линейная и функциональная структуры управления, в которых управляющее воздействие направлено сверху – вниз. Кроме того важно сочетать административные и рыночные рычаги воздействия.

Для этого необходима качественная и детерминированная информация о состоянии объекта и перспективах развития.

Возможна передача в МС имущества предприятий, имеющих задолженность перед местным бюджетом.

Полномочия в сфере управления и распоряжения МИ:

Ä создание МУП и МУ;

Ä финансирование МУ;

Ä формирование и размещение муниципального заказа.

Для того, чтобы осуществлять такой широкий круг полномочий важно провести инвентаризацию МИ.

Это необходимо потому, что в последнее время произошло разграничение имущества между поселениями и муниципальными районами. Хотя инвентаризация должна носить периодический характер, а не быть обусловленной только реформированием.

Инвентаризация МИ – систематизация и соответствующая регистрация прав на него.

Этот процесс осложнен переходом к 2-х уровневой модели (поселение и муниципальный район) и распределением между ними МИ – проблемами в документационном обеспечении.

В ходе инвентаризации выявляется фактическое состояние МИ, сопоставляется его фактическое наличие с данными бухгалтерского учета, выявляется неучтенное имущество.

Имущество при инвентаризации группируют по признакам – назначение, изменение, непригодность.

С этой целью в ОМСУ создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (создание и состав определяется решением Главы МО).

До начала инвентаризации следует проверить: наличие и состояние инвентаризационных карточек, книг, технических паспортов, документов на сданное, принятое имущество.

Если такие документы отсутствуют, то нужно обеспечить их получение, оформление.

Если объект изменился (надстройки, подвалы), то документы оформляются на объект нового качества (нового назначения).

В результате инвентаризации может выявиться неучтенное имущество – бесхозяйственная вещь, не имеющая собственника (отказался, неизвестен). Производится постановка его на государственный кадастровый учет. Каждому объекту присваивается кадастровый номер.

*Кадастр – оценка недвижимости (земельные участки, здания, сооружения).

При ведении государственного кадастра недвижимости осуществляется информационное взаимодействие между органами кадастрового учета (БТИ) и ОМСУ.

Право собственника на бесхозяйственные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (если гражданин или юридическое лицо, не являющийся собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом в течении 15 лет, либо иным имуществом в течении 5 лет, он приобретает право собственности на это имущество, согласно ст. 234 ГК РФ).

Учет МИ и его движение осуществляется путем ведения Реестра МИ – перечень объектов и сведений о них (количественные, качественные характеристики). Порядок ведения Реестра устанавливается ОМСУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: