Дивизиональные структуры

Дивизиональные структуры. К проектно-целевым можно отнести различные дивизиональные структуры, которые организуют деятельность не по принципу функционального разделения труда, но концентрируются в направлении достижения целей в географическом регионе, в отдельном секторе рынка или дифференцируют свою внутреннюю деятельность, ориентируясь на определенных клиентов или отдельные виды товаров, при этом отодвигая функциональный принцип организации на второй план и не превращаясь в матричную структуру

Так, на рис. 6.18 представлена продуктовая дивизиональная структура организации.

Рис. 6.18. Продуктовая дивизиональная организационная структура

К числу таких структур можно отнести также структуры:

  • ориентированные на тип клиентов (потребителей);
  • региональные организационные;
  • ориентированные на различные сектора рынков.

3.7. Смешен­ные (гибридные) организационные структуры

Смешанные (гибридные) организационные структуры. Помимо приведенных выше «чистых» организационных структур некоторое применение в управлении проектами находят так называемые смешанные, или гибридные, структуры. Такие структуры совмещают в себе подструктуры различного типа. Так, например, некоторой известностью обладают «частичные» матрицы (пример представлен на рис. 6.19). Такая организационная структура применяется тогда, когда предприятие управляет (либо участвует в качестве исполнителя отдельных комплексов работ) проектами на постоянной основе, но при этом в проекты вовлекаются регулярно не все, а только отдельные функциональные подразделения, другие же выполняют свою работу в обычном режиме.

Функциональная и проектная организационные структуры могут сосуществовать с другими, что и проиллюстрировано на рис. 6.20.

Рис. 6.19. Пример гибридной организационной структуры —«частичная» матрица

Рис. 6.20. Смешанная проектно-функциональная организационная структура

Такая организационная структура возможна в случае реализации внутреннего автономного проекта. Так, некоторые фирмы используют ее для постепенного «выращивания» проекта. На момент инициации проект представляет собой небольшую группу специалистов, объединенных в команду. По мере «созревания» проекта в его организационную структуру добавляются сотрудники и отделы, и далее по мере «умирания» проекта из него выводятся остающиеся незадействованными подразделения и отдельные работники.

Эффективность использования той или иной организационной структуры зависит от содержания проекта, которое представляет собой совокупность целей, задач и результатов. Содержание проекта не всегда требует исключительно горизонтальной интеграции, очень час то оно предполагает функциональную структуру. Например, если результатом проекта является не создание одного-единственного объекта, но большого количества (партии, серии) достаточно однотипных товаров или услуг, хотя для такого производства предпочтительней использовать функциональную форму организации. Тем не менее в виду циклического характера возникновения и сворачивания таких производств каждое из них представляет собой именно проекты создания и освоения новых образцов товаров.

3.8. Организационная структу­ра проекта и его внешнее окружение

Помимо системы взаимоотношений участников и содержания проекта на его организационную структуру накладывает определенные требования внешнее окружение. Чем подвижнее и динамичнее внешнее окружение проекта, тем гибче и адаптивнее должна быть его организационная структура, чем стабильней внешняя среда, тем эффективнее в применении «жесткие», механистические, бюрократические организации.

Любая организационная структура может быть реализована в различных по возможности адаптации вариантах. Здесь все зависит от степени регламентированности деятельности сотрудников, т.е. от количества и детальности существующих правил и процедур выполнения работ и организационного поведения, а также от того, в какой степени сотрудники придерживаются этого документированного порядка. Это свойство можно обозначить как «уровень структуризации». В принципе может существовать функциональная иерархическая структура, которая по уровню структуризации значительно ниже, чем матричная, имеющая высокий уровень формализации внутренней деятельности.

Тем не менее различные организационные структуры в содержательном аспекте (они представлены выше в п. 6.3) тяготеют к различным уровням структуризации, что позволяет расположить их в едином континууме «механистические — органистические» (рис. 6.21).

Рис. 6.21. Классификация организационных структур в пространстве адаптивности

Сравнительные характеристики организационных структур с точки зрения их «органистичности» и «механистичности» и условий их эффективной применимости приведены в табл. 6.5.

Представленное выше разнообразие организационных структур требует внимания при их анализе и выборе наиболее адекватной из них для каждого конкретного проекта, чему и посвящен следующий параграф.

Резюме

Организационная структура — наиболее важный механизм УП. Она дает возможность реализовывать всю совокупность функций, процессов и операций, необходимых для достижения поставленных перед проектом целей.

Организационная структура является основой формирования и осуществления деятельности команды проекта.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие структурные компоненты организации Вы знаете? Насколько они взаимосвязаны?

2. Что является первичным в системе бизнесорганизация? А в соотношении бизнес-процессы — организационная структура?

3. Каковы требования к структуре управления организацией?

4. Каковы критерии классификации организационных структур управления?

5. Каким образом оптимизация организационной структуры изменяет эффективность предприятия?

6. Какие элементы организационной структуры организации Вы знаете?

7. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их.

8. Каковы особенности формирования матричной структуры управления? Опишите их преимущества и недостатки.

9. Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления?

10. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования оргструктур.

11. Проанализируйте различные варианты развития организации для компаний разных типов. Какой из них наиболее подходит для вновь созданной компании? Какой — для компании, давно обосновавшейся на рынке?

12. Какие внутренние факторы организации влияют на ее структуру? Они характерны для всех компаний или нет?

13. Матричная структура организации более прогрессивна, чем организационная. Если это так, то в фирме возникают одновременно две ветви власти. Каково правильное решение для такой ситуации?

Определите место каждой из структур в жизнедеятельности фирмы, а также рамки для ее применения.

Литература

1. Daniel Robey. Designing organization. Boston: Irwin, 1991.

2. Harrington J. Business Process Improvement. New York: McGraw Hill, 1991.

3. Разу М.Л., Якутин Ю.В. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.: АКДИ, 1994.

4. Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: научнопракт. издание. М.: СИНТЕГ, 1997.

5. Робсон М., Уллох Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнеспроцессов/пер. с англ.; под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997.

6. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.

7. Мильнер Б.З. Организационные структуры управления производством. М., 1997.

8. Менеджмент. Маркетинг. Персонал/под ред. А.Г. Поршнева, Л. Разу, Ю.В. Якутина. М.: ГАУ, 1997.

9. Кокинс Г., Страттон А., Хелблинг Д. Учебник по методологии функционального учета АВС. М.: ВИП Анатек, 1997.

10. Горчинская О.Ю. Новые возможности второй версии // Designer/2000//Oracle Magazine/RE. 1997. 1(3).

11. Питерсон Д. Теория сетей Петри и моделирование систем. М.: Мир, 1984.

12. Logic Works ERwin. Справочное руководство. М.: Интерфейс, 1995.

13. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.

14. Черников К. Будущее организационноуправленческих структур. М.: Носорог, 2000.

15. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: справ. пособие. М.: Высшая школа, 2000.

16. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: справ. пособие. М.: Высшая школа, 2001.

17. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2006.


Тема 4. Планирование проекта. Лекции. 5.

Основные понятия и определения.

Процессы планирования.

Уровни пла­нирования.

Структура разбиения ра­бот (СРР).

Назначение ответствен­ных.

Резюме.

Контрольные вопросы и задания

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: