Основные элементы инфраструктуры рынка

Экономическая сущность рынка. Классификация рынков

С

Основным фактором, влияющим на повышение произво­дительности труда, является научно-технический процесс, ко­торый можно свести к таким направлениям, как:

1) совершенствование средств производства;

2) общественное разделение труда и специализация производ­ства;


I) рост концентрации производства; 4) экономия средств производства; 3) совершенствование технологии.

Для обобщающей характеристики эффективности использо­вания основных производственных фондов (ОПФ) служит пока-штель фондоотдачи (ФО), который определяется как отноше­ние валового внутреннего продукта (ВВП) к среднегодовой I' 1 оимости основных производственных фондов (ОПФ).

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направле­ний деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они полнее, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйство-нания, потому что их величина показывает соотношение эф­фекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности подразделяются на следующие группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балан­совой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность (Р) производственной деятельности (оку­паемость издержек) — это отношение валовой прибыли (ВП) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (П).

Рентабельность определяют также как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фон-Ловосн) и нормируемых оборотных средство6). Рентабель­ность показывает эффективность использования основных и оборотных фондов, выраженную в процентах:





Она также показывает, сколько предприятие имеет прибы­ли с каждого рубля, затраченного на производство и реализа­цию продукции; может рассчитываться в целом по предприя­тию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость иннова­ционных проектов.

Экономический эффект — разница между результатами эко­номической деятельности (например, продуктом в стоимостном отношении) и затратами для их получения и использования. Раз­личают положительный и отрицательный экономический эффект.

Положительный экономический эффект (разница между вы­ручкой от реализации и затратами) называется прибылью. Для его получения необходимы расширение производства и (или) экономия ресурсов на единицу продукта. Если затраты превы­шают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, т.е. убыток.

В экономических расчетах наиболее распространены три показателя экономического эффекта:

1) годовой — разница между годовым продуктом и годовыми затратами;

2) интегральный — сумма годовых эффектов или разница между суммарным продуктом и суммарными затратами за расчетный период (дисконтирование);

3) среднегодовой — средняя сумма из годовых эффектов за расчетный период.

Дисконтирование затрат—приведение всех будущих дохо­дов и затрат к одному периоду времени, оно применяется при оценке различных проектов для сравнительного анализа их до­ходности и сроков окупаемости в зависимости от сегодняшней стоимости будущих затрат и доходности.

Краткие выводы

1. Совместная деятельность людей и обмен экономически­ми благами этой деятельности между ними являются законо­мерными для любого общества. Именно здесь формируются


отношения между людьми, составляющие экономический ба­чке общества.

2. Хозяйственная жизнь основывается на необходимости удовлетворения потребностей людей в различных экономи­ческих благах. Абсолютное большинство этих потребностей удовлетворяется за счет производства материальных благ.

3. Материальную основу удовлетворения потребностей че­ловека составляет производство, в ходе которого факторы пре­образуются в пригодные для удовлетворения потребностей экономические блага.

4. Факторы производства (земля, труд, капитал, предприни­мательство) образуют материальную основу развития произ­водственных сил и экономических отношений.

I 5. Экономическая эффективность — получение максимума возможных экономических благ от именующихся ресурсов, она рассчитывается различными способами. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты (издержки).

6. Экономический эффект — разница между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения (например, когда выручка от реализации за вычетом затраты равна прибыли, это положительный экономи­ческий эффект).


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Производство, процесс труда, труд, рабочая сила, произ водительные силы, предмет труда, орудие труда, средство производства, земля, капитал, предпринимательство, произ водственные отношения, факторы производства, распредели ние, обмен и потребление материальных благ, экономические продукт, услуги, структура современного производства, до-индустриальное производство, индустриальное производство, постиндустриальное производство, воспроизводство, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, экономиче ский эффект, экономическая эффективность, производитель ность труда, рентабельность.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое общественное производство и какова его струк тура? Назовите основные моменты процесса труда.

2. Что такое материальное производство и какова его роль в развитии человеческого общества? Что такое нематериаль ное производство?

3. Что вы понимаете под факторами общественного произ водства? Какие виды доходов они создают?

4. Как вы думаете, факторы общественного производства и экономические ресурсы — это одно и то же? Обоснуйте свои ответ.

5. Что такое расширенное воспроизводство и каковы осо бенности расширения воспроизводства?

6. Что вы понимаете под экономической эффективностью и экономическим эффектом? Каковы их экономическая сущ­ность и методика определения?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: производство, орудие, труд, земля, капи


iiui, предпринимательство, распределение, обмен, потребление, продукт, товар, услуги, воспроизводство, эффект, рентабель­ность, эффективность, прибыль, доход, фондоотдача, фондо­емкость.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Какое из следующих понятий представляет собой произ­
водительный экономический ресурс:

и) денежный капитал;

б) средства производства;

н) процент;

Г) прибыль;

д) потребительские товары.

2. Основные факторы производстваэто:

|) земля, капитал и предпринимательство;

б) собственность и труд;

и I деньги и труд;

i) труд, земля, капитал и предпринимательство.

3. Какой вид дохода приносит собственнику фактор
«груд»:

й) рента;

б) зарплата;

и) предпринимательская прибыль;

г) процент.

4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

|) полная занятость трудоспособного населения; б) полная занятость остальных факторов производства; и) повышение удовлетворения потребностей за счет экономи­ческого использования всех факторов производства; |) эффективное использование производственных факторов.


Кроссворд

По горизонтали. 2. Широкое применение в материальном производстве достижений современной электроники. 4. Де нежные средства и иное имущество, в т.ч. имущественные прарасширенное воспроизводство.

По вертикали. 1. Выделение денежных средств. 3. Процесс постепенного перенесения стоимости средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый с их помощью продукт. 6. Непрерывно происходящее круговое движение капитала. 8. Совокупность промышленных методов, использующих живые организмы и биологические процессы, достижения генной инженерии и клеточной технологии.


РАЗДЕЛ II МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 6. Рынок и механизм его функционирования

6.1. Экономическая сущность рынка. Классификация рынков 62. Функции рынка: ценообразующая, информационная,

регулирующая, посредническая, санирующая 6.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные инсти­туты

Опорный конспект лекции

Рынокместо, где продают и покупают товары (услу­ги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхност­ное понятие рынка. В настоящее время существует множест-во определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обраще­ния. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарно­го обращения.

Рынокэто обмен, организованный по законам товар­ного производства и обращения.

Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются про­давцы и покупатели определенного товара), в науке определя­ется как совокупность условий, благодаря которым покупате­ли и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).





Есть и определение рынка как действительного простран­ства, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги) и существуют способы их взаимодействия.

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроси и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок—это такая организация общест венного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

1) когда, в каком количестве и какие товары производить;

2) как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);

3) для какого потребителя производить.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

1) свобода предпринимательской деятельности;

2) конкуренция (совершенная и несовершенная);

3) наличие различных форм собственности;

4) свободное ценообразование;

5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;

6) развитие инфраструктуры рынка;

7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы. Наиболее полно сущность рынка.раскрыта в модели сво

бодного рынка. Мировой экономической наукой сформули рованы признаки, определяющие сущность феномена свобод ного рынка.

Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и та­кой же выход из него. Это означает, что каждый человек имее: право заняться предпринимательством или прекратить подоб ную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные обли


пщии, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижи­мость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые фор­мы собственности. Всякий человек имеет право купить нуж­ные ему товары и услуги.

Второй признак. Абсолютная мобильность материаль­ных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объем продажи возрас­тает. Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, ос-маиваются передовые технологии.

Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нор­мах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покуп­кой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).

Четвертый признак. Абсолютная однородность одно­именных продуктов, что выражается в отсутствии тор­говых марок и других индивидуальных характеристик ка­чества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца и привилегированное, монопольное положение, а это уже не гмободный рынок.

Пятый признак. Ни один участник свободной конкурен­ции не в состоянии оказывать влияние на решения, прини­маемые другими участниками.

Современный рынок отличается сложной структурой. Для иучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-шшомисты предлагают следующую классификацию рынков (рис. 6.1).

В системе рыночного регулирования главную роль контроли­рующего механизма играет конкуренция, заставляющая произ-иодителей удовлетворять общественные потребности наилуч­шим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает







производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

6.2. Функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влия­ет на все стороны жизни общества. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях. Можно выде­лить следующие основные функции (рис. 6.2).

Посредническая функция. Рынок соединяется в единую сис­тему экономически обособленных товаропроизводителей и по­требителей. Экономически обособленные производители в усло­виях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конк­ретными участниками общественного производства. Современ­ное производство основано на разделении труда, поэтому абсо­лютное большинство продуктов создается не для собственного,


а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит мостом, че­рез который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство — рынок — потребитель».

Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рын­ке, отражающее несоответствие его общественным потребно­стям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлет­ворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ре­сурсов производства, стремясь приблизить ассортимент това­ров к структуре общественных потребностей.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на то­вары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полез­ность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразова­ния. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходи­мые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам про-



изводства объективную информацию о количестве, ассортимен­те и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Санирующая функция. Рыночный механизм — неблаго­приятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отноше­нию к экономически слабым производителям. С помощью кон­куренции рынок очищает общественное производство от эко­номически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посред­ством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также изучая влияния на них отдель­ных факторов.

6.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты

Инфраструктура рынкакомплекс отраслей, подот­раслей и сфер деятельности, главная задача которыхобеспечить бесперебойное функционирование рыночного ме­ханизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых ни рынке равновесием платежного спроса и предложения. Разви тая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагиро вать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это позво­ляет рынку оперативно справляться с возникающими диспро­порциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

/. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число раз личных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рын


кам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.

Факторы, влияющие на развитие рынка.

Рыночные процессы испытывают воздействие множества факторов. В краткосрочном периоде приоритет принадлежит таким факторам, как:

1) изменение уровня цен;

2) маневрирование товарными запасами;

3) регулирование денежных доходов потребителей.

В долгосрочном периоде все перечисленные выше факторы сами зависят от:

1) динамики производительности общественного труда и эф­
фективности общественного производства;

2) уровня пропорциональности экономики в целом;

3) изменения в структуре личного потребления.

2. Торговля. Инфраструктура рынка включает также торгов­
лю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми
се разнообразными формами (среди них оптовая и розничная
торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммер­
ческие посреднические центры, товарные биржи).

3. Рыночные институты — коммерческие банки, фондо­
вые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи
груда, юридические конторы, информационные центры, рек­
ламные бюро.

Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посред­нические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудитор­ские и правовые организации, страховые компании, средства де­ловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, глав­ная задача которых — обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:

1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посред­нические организации, коммерческие структуры крупных


промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);

2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);

3) информационные базы рыночной инфраструктуры (инфор­мационные и справочные системы по продукции производ­ственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, коти­ровочным ценным бумагам);

4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (бан ковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товар­ных запасов и финансовых резервов, а также финансирова­ние инвестиций);

5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты раз личной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);

6) организации, осуществляющие подготовку и переподготов ку кадров соответствующих специальностей;

7) органы трудоустройства;

8) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нор мы и правила регламентации отношений субъектов рыночно го хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гаранта рующие на рынке правопорядок и учет интересов общества). Рыночная инфраструктура облегчает проведение товаро

обменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Перечисленные выше элементы инфраструктуры в России находятся в стадии становления и совершенствования.

Краткие выводы

1. Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При


>тих условиях единственно возможной формой связи становит­ся товарообмен, т.е. купля-продажа.

2. Рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в де­нежной форме.

3. Рынок — это способ координации действий экономиче­ских субъектов, обеспечивающих согласование их экономи­ческих интересов на основе ценовой системы и конкуренции.

4. Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.

5. Рыночная система весьма эффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономических ресурсов, раз­работке и внедрению новых технологий в производство. Одна­ко рыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решить проблему экологии, социальной за­щиты населения и многие другие проблемы.



Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Рынок, эквивалентность обмена, свободный рынок, опто­вый рынок, равновесный рынок, избыточный рынок, дефицит рынка, рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы (рынок труда), рынок недвижимости, ры­нок жилья, рынок земли, финансовый рынок, фондовый рынок, денежный рынок, фьючерсный рынок (рынок срочных конт­рактов), функции рынка, информационный рынок, торговля, рыночные институты.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте понятие «рынок». Дайте собственное определение понятию «рынок».

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Как рынок собирает информацию о потребностях потре­бителя?

4. Назовите условия нормального функционирования рынка.

5. Что такое инфраструктура рынка? Назовите ее основные элементы.

6. Биржа — основной элемент инфраструктуры рынка. Ка­ковы ее функции? Является ли биржа коммерческим предприя­тием? Чем она отличается от торгового дома?

7. Фондовая биржа — это вторичный рынок ценных бумаг? Как функционирует первичный рынок ценных бумаг, что не­обходимо для формирования его в России?

8. Существует ли рынок в условиях административно-ко­мандной экономики? Поясните ответ.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: рынок, обмен, дефицит, товар, услуга, тор­говля, биржа, инфраструктура, цена, спрос, предложение, цено­образование, информцентр, банк, маркетинг, дилер, торговля.


Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Под рынком понимают:

а) экономические отношения, связанные с куплей-продажей
услуг;

б) систему экономических отношений между продавцами
и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и пред­
ложение;

в) систему экономических отношений между предприятиями
и населением по поводу купли-продажи услуг;

г) систему экономических отношений между продавцами
и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и пред­
ложение и затрагивающих исключительно сферу обра­
щения.

2. Свободный рынок характеризуется:

а) свободой ценообразования;

б) ценовой конкуренцией;

н) свободой спроса и предложения; г) все ответы верны.

3. Основной мотив поведения субъектов рынка:

а) удовлетворение общественных потребностей;

б) личная экономическая выгода;

в) удовлетворение интеллектуальных потребностей предпри­
нимателя;

г) все ответы верны.

4. Функциями рынка являются:

а) обеспечение эффективности производства;

б) обеспечение социальной справедливости;

в) сохранение окружающей среды;

г) дифференциация потребителей.



5. Какими проблемами рыночной экономики должно за­ниматься государство:

а) распределять денежные доходы в обществе;

б) помогать конкретному потребителю с ограниченными дохо­
дами, определяя способы их рационального использования;

в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных
ресурсов;

г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общест­
во независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы
или всего населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: