Современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры разного типа, а не процессы, люди и их деятельность, поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учётом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных динамически изменяющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной организации от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, позволяющего жить в своей среде и сохранять единство целостность сообщества при взаимодействии с другими. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определённые цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени вынуждена заниматься воспроизводством из заимствованного социального опыта.
Выделяют следующие основные исторические типы организационной культуры:
|
|
1) органическая
2) предпринимательская
3) бюрократическая
4) патисипативная.
Обычно существующая в организациях корпоративная культура – это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, являющихся оригинальной смесью из приведённых исторических типов организационных культур.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельные лица на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создавать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие принимали и придерживались её. Современная организация, как правило, представляет собой поликультурное образование.
Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности организации можно лишь с учётом того обстоятельства, что для каждого из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации.
Управленческие формы или их сочетание обеспечивает воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации.
В поликультурных организациях этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающей проблемы, в частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению власти (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и прибегнуть к развёрнутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая).