Процесс, в ходе которого образуются и устанавливаются нормы права, в юридической литературе и законодательных актах именуется по-разному: нормотворчество, правотворчество, правоустановление, установление или санкционирование, правообразование. Большинство правоведов разграничивают и оперируют двумя понятиями: правообразование и правотворчество. Если под правообразованием имеют в виду объективные факторы, обусловливающие необходимость принятия в официальном порядке тех или иных норм, то правотворчеством считают субъективный процесс, который и завершается установлением правовых норм. Однако интерпретация правотворчества неоднозначна.
В новейшей юридической литературе вырисовываются четыре подхода в понимании правотворчества. Первый сводится к восприятию этого процесса как установления государством, его органами норм. И. Н. Сенькин, например, утверждает: «Правотворчество представляет собой форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества»[157]. Это сугубо позитивистская позиция, согласно которой закон, законодательство отождествляется с правом, а его создателем признается государство, роль которого гипертрофируется и принижается роль общества, народа в формировании права и его установлении.
Второй подход подчеркивает значимость процедуры в деятельности государственных органов не только по созданию правовых норм, но и признанию правовыми тех правил, которые уже сложились в обществе. «Правотворчество, – пишет А. Б. Венгеров, – это организационно оформленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения»[158].
Третья точка зрения более углубленно определяет правотворчество, подчеркивая значимость не только процедуры формирования и принятия норм именно правовых, но и тех субъектов, которые полномочны их устанавливать. Правотворчество по Ю. А. Тихомирову – это «процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур»[159].
Особую позицию занимает В. С. Нерсесянц, убежденный в том, что следует пользоваться термином не «правотворчество», а «правоустановление». С его точки зрения, «правоустановление – это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права»[160]. Четко разграничивая право и закон, В. С. Нерсесянц полагает, что право создается не государством, не его государственно-властной волей, а представляет собой особую духовную форму выражения совокупных итогов сложного и многофакторного социально-исторического процесса общественной жизни людей, достигнутого реализацией в человеческих отношениях равенства, свободы и справедливости. Такой позиции придерживались многие известные исследователи, начиная с античной эпохи, на всех этапах развития цивилизации, в том числе К. Маркс, согласно которому «законодательная власть не создает закона, она лишь открывает и формулирует его»[161].
Из чего же следует исходить в использовании понятий по рассматриваемой проблеме с учетом степени ее важности?
Во-первых, из сущностно-ориентационной и конкретно-функциональной значимости категорий, понятий, терминов, недопущения их подмены и исключительной важности точности юридической терминологии как в познании рассматриваемого процесса, так и практической деятельности по созданию правовых норм с учетом особенностей современного этапа развития нашего общества – формирования социального правового государства и правового гражданского общества при усилении роли права в упорядочении все усложняющихся общественных отношений, расширении прав и свобод личности, круга субъектов, участвующих в правообразовании, правотворчестве и правоустановлении.
Во-вторых, следует иметь в виду, что из всех правовых проблем становление права имеет исходную, ключевую значимость, поскольку рождение права, его развитие, совершенствование в условиях формирующегося социального правового государства образует фундаментальную основу, связывающую государственное управление обществом своей сущностью, своими принципами, выражающими общесоциальную политическую справедливость, достигаемую путем юридического обеспечения в процессе упорядочения общественных отношений гармоничного сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества. Именно принципы права как исторически сложившиеся узаконенные авторитеты-веления, выражающие его сущность, его общесоциальную политическую справедливость, должны быть для всех субъектов правоустановления тем руслом, теми берегами, границами, которые нельзя разрушать во избежание законодательного наводнения, законодательной стихии. В юридической литературе правильно подчеркивается, что правоустановление являет собой «основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества», процесс, который призван обеспечивать «в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни»[162].
В-третьих, в силу исключительной важности процесса, в ходе которого создаются правовые нормы, необходимо исходить из необходимости использования всей гаммы методов познания, начиная с конкретно-аналитического на уровне здравого смысла, социологических опросов в конкретной сложившейся ситуации в определенное время, до системно-глобального в пределах не только национальной правовой системы, но и системы государственной, политической, всего общества, а также более высокого уровня права – правовой семьи и международного права, с учетом современного этапа развития человечества, как периода информационного, века триумфа техники, особенно технологии, нынешнего духовного состояния людей.
В-четвертых, раскрытие природы законодательного процесса в широком его понимании как процесса субъективного, сознательного требует правильного осознания круга участников этой деятельности, ее логики, этапов, стадий и их принципов.
В-пятых, в правовых исследованиях вообще, по рассматриваемой проблеме в особенности, для точного и всеобщего единообразного понимания терминологии важно отправляться от этимологического, языкового ее смысла, дабы не только правотворцу, но и всем было понятно, о чем идет речь, поскольку право предназначено для всех.
В русле сказанного выше в рассматриваемом сложном и очень важном для государства и общества процессе формирования правовых норм следует выделить три уровня (стадии) и соответствующие им три понятия: правообразование, правотворчество, правоустановление их принципы и конкретных субъектов, носителей каждого из этапов этого процесса.
В языковом смысле образование – это действие, то, что вызывает появление, возникновение, создание чего-либо в результате какого-либо процесса[163].
Правообразование представляет собой процесс, в ходе которого вызревает, формируется право. В этом процессе участвуют многие силы объективного и субъективного порядка, причастные к выработке не заурядного регулятора, а регулятора особого рода, поскольку он по природе своей является интегративным, отражающим устои всех упорядочиваемых им предметов, сфер, процессов, синтезирующим справедливые нормы всех социальных регуляторов; общесоциальным, предназначенным для всех без исключения и потому верховенствующим как по отношению к другим социальным регуляторам, так и по отношению к государственной власти.
В правообразовании возобладающими, обусловливающими являются объективные силы природы и общества, которые давят на сознание людей как участников общественных отношений, вызывают их нужду, создают противоречия, необходимость разрешения которых стихийно формирует их обыденное правосознание, являющееся предпосылкой и непосредственным источником образования соответствующих правовых отношений. Удовлетворение конкретных потребностей на базе согласования интересов людей при наличии пробелов в действующем законодательстве ведет к выработке таких обоюдообязательных правил во взаимоотношениях, в поведении, которые удовлетворяют жизненно необходимые потребности их участников.
На стадии правообразования действуют факторы естественные и социальные, объективные и субъективные, постоянные и временные, устойчивые и неустойчивые, важные и неважные, благоприятные и неблагоприятные. В обществе в числе наиболее ощутимых факторов, предопределяющих образование правовых новаций, являются закономерности природы, географические условия, в которых находится население, а также условия экономические, технические, демографические, нравственные, религиозные, культурные, политические, юридические. Непосредственно же новое в праве предопределяется правосознанием участников конкретных отношений. Возникновение правовой новации сопряжено, во-первых, с жизненнонеобходимой потребностью решить какой-то вопрос юридически; во-вторых, с наличием пробела в законодательстве; в-третьих, с наличием субъектов, которые вправе образовывать правовую новацию.
Субъектами создания правовых новаций на этапе правообразования являются физические и образованные ими юридические лица.
Метод познания сложившейся правовой ситуации преимущественно конкретно-аналитический на уровне здравого смысла, исходя из злободневных потребностей и понимания предпринимаемого решения как социально справедливого.
Практический характер выработки правовой новации – справедливость как сочетание интересов участвующих сторон в конкретном отношении и непротиворечие этих интересов интересам третьих лиц.
Юридической основой, критерием легитимности правообразовательного процесса являются права человека, содержащиеся в Конституции, а также международных актах, принципах права вообще, особенно принципе: «разрешено все, что не запрещено законом». Права и свободы личности являются не только законным основанием участия ее в правообразовании, но и ориентацией в этом процессе, что наиболее емко отражено в ст. 21 ныне действующей Конституции Республики Беларусь: обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства; каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Важными ориентирами в правообразовательном процессе являются также конституционные права на свободу объединений (ст. 36), на право собственности каждому и гарантии со стороны государства на содействие ее приобретению (ст. 44).
Формой выражения возникающих правовых новаций обычно становится двусторонний или многосторонний договор. Его многократное повторение другими участниками отношений образует обычай, который впоследствии государство, как правило, санкционирует. Известно, что изначальным источником права всех народов, создавших свою государственность, были обычаи как выражение социальной справедливости, коим государства придавали силу закона (Законы Хаммурапи в Вавилоне, Законы Ману в Древней Индии, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Книга законов в Древнем Китае, Кутюмы Бовези во Франции, Русская Правда в России). Из обычаев, выражавших свободное волеизъявление народов, их согласие в реализации взаимных интересов, а значит справедливости, формировалось и международное право. В юридических сборниках и международных взаимоотношениях сосредоточивались не только соответствующие нормы, но и принципы права вообще. Если юридические сборники отражали в духе преемственности, как объективного закона права, формирование на основе обычаев, прежде всего устоев правовой системы того или иного народа, то в международных обычаях вырисовывались принципы международного права.
На стадии правообразования отсутствует организационный фактор в выработке правовой новации или же находится лишь в зародышевом состоянии. Идет, по сути дела, стихийный процесс правообразования в целом, но в каждом конкретном случае, естественно, он проявляется осознанно в русле реализации соответствующего интереса. «В правообразовательной деятельности, – отмечает А. Б. Венгеров, – как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные и организационные начала правотворчества. И в этом результате появляется «блюдо», именуемое нормой права»[164]. Правотворчество в данном случае А. Б. Венгеров, по-видимому, употребляет в широком его понимании, включая и правоустановление. Так рождается право снизу усилиями индивидов и их объединений в условиях конкретной действительности в русле саморегулирования. Иллюстрацией такого правообразования, в частности, в Англии являются устанавливаемые на договорной основе частными компаниями (газовыми, электрическими, железнодорожными и др.) нормы, которые затем санкционируются государством; в США и ряде европейских стран принимаемые торговыми палатами выработанные транспортными компаниями и банками общие условия бизнеса, определения коммерческих терминов, соответствующие кодексы профессиональной этики, разработанные профессиональными ассоциациями, которые без предварительной санкции государства признаются обязательными не только в рамках соответствующих институтов, но нередко и для иных субъектов, состоящих с ними в правоотношениях. При этом суды при рассмотрении споров исходят из обязательности и в зарубежной юридической литературе их рассматривают в качестве новой формирующейся разновидности источников права[165].
Два основных принципа характерны для процесса правообразования: прагматизм (целесообразность) и демократизм. Прагматизм – от греческого pragmatos – дело, действие. Имеются в виду такие действия, которые вызываются объективно-субъективной потребностью, реальной целесообразностью в русле интересов индивидов и их объединений в различных сферах деятельности, но прежде всего – в экономической, поскольку экономические интересы всегда являются доминантными. Принцип демократизма является универсальным и имеет весьма широкое значение. В процессе правообразования он проявляется прежде всего в легитимном проявлении инициативного активного волеизъявления конкретных граждан, а, следовательно, народа в целом, как в осуществлении межличностных отношений, так и отношений, связанных с образованием и функционированием их структур по реализации соответствующих интересов граждан.
Итак, правообразование – это легитимная деятельность индивидов и их объединений, в ходе которой под воздействием конкретных объективно обусловленных потребностей стихийно формируются правовые отношения, исходя из обыденного правосознания, которые впоследствии санкционируются государством.