V группа

Сопоставляющие счета - предназначены для получения показателей, отражающих финансовых результатов отдельных хозяйственных процессов или деятельности предприятия. Они делятся на операционно-результатные и финансово-результатные.

К операционно-результатным счетам относятся счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

По кредиту отражается продажная стоимость или выручка от реализации соответствующих средств, а по дебету - фактическая стоимость, а также расходы по реализации. Сопоставление оборотов и позволяет определить финансовый результат. Если больше сумма дебетового оборота, то разница показывает убыток от реализации, а если больше сумма кредитового оборота, то разница отражает прибыль от реализации. Эта разница по окончании месяца перечисляется на счет 99 «Прибыли и убытки», поэтому операционно-результатные счета не имеют сальдо.

Финансово-результатные счета предназначены для учета и контроля финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Примером такого счета является счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету этого счета отражаются убытки от реализации и другие внереализованные расходы, а по кредиту - прибыль от реализации и другие внереализационные расходы. При сопоставлении оборотов определяется конечный финансовый результат. Поэтому дебетовое сальдо отражают убыток, а кредитовое - прибыль.

Все перечисленные счета отражают остатки и движение средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию. Если счета имеют сальдо, то оно отражается в балансе. Следовательно, они относятся к балансовым счетам.

В хозяйственной деятельности предприятия могут участвовать средства не принадлежащие предприятию. Кроме того, в предприятии могут быть условные ценности (бланки строгой отчетности), а также дебиторская задолженность, списанная на убыток. Эти объекты требуют контроля и учета. Поэтому они отражаются на забалансовых счетах. Особенностью этих счетов является отражение операций на них способом ординарной записи только по дебету или только по кредиту. Они никогда не корреспондируют с балансовыми счетами.

Группировка счетов по однородным признакам называется классификацией счетов.

Тема 2.3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.

Рабочий план счетов организации является наиболее важной составляющей системы бухгалтерского учета организации, поскольку классификация объектов бухгалтерского учета, положенная в его основу, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета.

Главное отличие современной системы бухгалтерского учета состоит в необходимости выделения в ней трех направлений: финансовый, управленческий и налоговый учет. Как уже было отмечено ранее, такое подразделение связано с тем, что каждое направление бухгалтерского учета имеет свои цели и призвано решать свои задачи. Именно этот фактор является причиной различий в подходах к классификации объектов учета в различных направлениях бухгалтерского учета.

Так, например, в налоговом учете расходы организации подразделяют на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, а в финансовом - на расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н).

Таким образом, рабочий план счетов организации призван служить основой для каждого из направлений бухгалтерского учета.

В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и субсчетов, а также указана типовая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности или совершения операций, записи (корреспонденция) по которым не предусмотрены в типовой схеме, организация дополняет ее, соблюдая единые методологические подходы, установленные Инструкцией.

Аналитические счета в Плане счетов не указываются, порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией самостоятельно на основании Инструкции по применению Плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению являются документами, которые сочетают государственное регулирование и возможность самостоятельного выбора каждым хозяйствующим субъектом перечня синтетических счетов и субсчетов, необходимых для отражения его деятельности.

Тема 2.4. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Действующий План счетов содержит синтетические счета и субсчета. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99, сгруппированные в восемь разделов, исходя из экономической группировки объектов бухгалтерского учета и участия их в процессе деятельности хозяйствующего субъекта. В каждом разделе имеются свободные номера, позволяющие вводить дополнительные счета. После балансовых синтетических счетов в самостоятельном разделе представлены забалансовые счета, имеющие трехзначные номера (001—011). Они предназначены для накапливания информации о наличии и движении временно находящихся у организации в пользовании и распоряжении ценностей.

Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, применяются организациями для детализации показателей синтетических счетов. Организациям предоставлено право уточнять содержание, дополнять, исключать или объединять отдельные субсчета.

Тема 2.5. Два подхода к проблеме оптимизации рабочего плана счетов организации

Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Для решения указанной задачи можно воспользоваться следующими правилами:

1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.

2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.

3. Построение синтетического учета имеет древовидную структуру.

4. Можно объединять отдельные синтетические счета в один.

5.Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации.

Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, каждая организация оптимизирует «официальный» план счетов с учетом, как масштабов деятельности, так и организации учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: