Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (от англ. «bench» - уровень, высота, «mark» - отметка) - это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной организации с показателями других, более успешных предприятий. Бенчмаркинг находит практическое применение во многих сферах деятельности хозяйствующих субъектов.

Родоначальниками бенчмаркинга считают японцев (конец 50-х гг.), которые научились идеально копировать чужие достижения. Именно в этот период японские специалисты активно посещают наиболее известные компании, в основном американские и западноевропейские, с целью восприятия идей, которые незамедлительно реализуются в практику. В Японии бенчмаркинг соотносится по содержанию с японским словом «dantotsu», означающим «усилие, беспокойство, заботу лучшего, стать еще лучшим». В Китае известно правило китайского генерала Сун Тзу: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата сотни войн». В 1972 г. бенчмаркинг впервые, в прямом смысле, появился в институте стратегического планирования Кембриджа (США). Таким образом, бенчмаркинг является одним из старейших инструментов самосовершенствования.

В России отдельные положения и аспекты начали пропагандироваться с 1996 года в работах крупных ученых Г.Л. Багиева, А.К. Казанцева, И.А. Аренкова.

Процесс бенчмаркинга, т.е. деятельность, направленная на поиск, изучение образцов и способов высококачественной работы, их оценка и учеба на лучших примерах (процесс поиска лучшего и достижение его) абсолютно естественен для роста и развития организаций. Сегодня компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

На первый взгляд, бенчмаркинг и промышленный шпионаж - это одно и то же. На самом деле разница между этими методами принципиальная. Бенчмаркинг - метод изучения чужого опыта, который не является тайной. Если информация извлекается из источника законно и этично, тогда способ получения может рассматриваться как метод корпоративной конкурентной разведки. В противном случае - шпионажем.

В наиболее общем понимании бенчмаркинг - это способ выяснения ситуации, определения своих и чужих возможностей и постановка собственных целей.

Различают несколько видов бенчмаркинга:

• внутренний - сравнение между различными подразделениями организации (по причине простоты его организации и проведения и сбора информации получил наибольшее распространение);

• конкурентный - сравнение деятельности предприятия с одним или несколькими конкурентами (основная проблема - конфиденциальность необходимой информации);

• функциональный - предполагает проведение сравнения с организациями, не относящимися к числу внутриотраслевых конкурентов, но осуществляющих функциональную деятельность, в улучшении которой заинтересовано предприятие (пример: хранение, транспортировка, обслуживание и др.);

• общий - наиболее сложный и труднореализуемый вид, позволяющий сравнивать бизнес-процессы, протекающие в организациях, относящихся к разным отраслям промышленности.

Таким образом, бенчмаркинг, во-первых, концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и последующее использование на практике.

В основу бенчмаркинга положены следующие принципы:

- взаимность, т. е. бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон;

- аналогия, т. е. производственные процессы партнеров должны быть схожими;

- измерение, здесь речь идет о том, что бенчмаркинг - это сравнение характеристик нескольких предприятий, цель - установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения;

- концентрация на качестве, т. е. непрерывная работа в области качества по всем аспектам и функциям организационной деятельности компании;

- достоверность, т. е. бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа.

В зависимости от целей внедрения бенчмаркинговых проектов используются различные технологии планирования последних. Тем не менее в любом случае необходим четкий план будущего проекта, содержащий подробное описание всех этапов, среди которых непременно должны присутствовать следующие: этап выбора предмета бенчмаркинга; этап проведения внутреннего исследования; этап выбора организации для сравнения (организации-партнера); этап сбора внешней информации; этап анализа данных; этап внедрения улучшений.

Выбор компании-партнера исходит из выбора вида бенчмаркинга. Главный вопрос: «Как узнать, является ли выбранная организация лучшим примером?» Процесс поиска партнера по бенчмаркингу может быть бесконечным. Важно вовремя приостановить исследования, по крайней мере, временно, и начать внедрять выявленные улучшения.

Основные виды источников информации о конкурентах: первичные источники (информация, полученная непосредственно при обмене с другими организациями); вторичные источники (интернет, научные конференции, научные и технические публикации в газетах и журналах, патентная информация, библиотеки, данные Госкомстата, семинары, специализированные базы данных, справочники и т. д.). Практики советуют предварять визиты к потенциальным партнерам тщательной аналитической работой с вторичной информацией, что значительно повысит эффективность сбора первичных данных. В тех же целях рекомендуется разослать в компании, намеченные для визитов, анкеты с просьбой их заполнения и возврата до даты намеченного визита. Список потенциальных партнеров по бенчмаркинговым исследованиям составляется на основе данных, полученных по результатам многократных обсуждений и дискуссий, проводимых среди сотрудников организации. Успех в деле получения необходимой внешней информации во многом зависит от умения убеждать потенциальных партнеров по бенчмаркингу в обоюдной полезности и выгоде информационного обмена. При этом большую роль играют личные контакты и персональный, неформальный подход к решению задачи.

Данные, полученные по результатам бенчмаркинговых исследований, можно разделить на две категории: показатели деятельности компании - то, что достигнуто; как и посредством каких методов и технологий это было достигнуто. Анализ только одной категории данных не даст полного представления о деятельности компании. Каждый показатель из первой категории должен быть сопоставлен с аналогичным показателем деятельности исходной компании, проводящей бенчмаркинг. Сравнение должно проводиться по одним и тем же показателям и в тех же областях. Аналогично должно проводиться сопоставление по второй категории.

В этой связи возникают два вопроса: «Насколько велика разница между сравниваемыми компаниями?» и «Насколько технологии организации-партнера применимы к исходной компании?». В случае если данные о компании-партнере, собранные в процессе бенчмаркингового исследования, могут быть сопоставлены с аналогичными данными по исходной компании - ценность полученных результатов огромна. Даже если по большинству показателей деятельности исходная компания превосходит партнера - всегда найдется то, что следует перенять или чему следует поучиться. Тем не менее в качестве партнера по бенчмаркингу логичнее выбирать компанию, превосходящую в той или иной сфере (сферах) деятельности. В этом случае формулировка ответа на вопрос: «Куда мы хотим прийти?», детализированного количественными целями, основанными на знании результатов лидера и технологий их достижения, не составит труда.

Трудно найти ответы на следующие вопросы: «Что необходимо предпринять, чтобы компания смогла достичь результатов или хотя бы приблизиться к результатам бенчмаркингового партнера?», «Что в первую очередь необходимо сделать, чтобы уменьшить разницу между ними?», «Как далеко компания готова идти в принятии и внедрении новых технологий, подходов, методов?», «Что или кого необходимо задействовать, сколько это будет стоить и сколько времени это займет?», «Каковы возможные области применения новых технологий, процессов в исходной компании?». Эти и множество других не менее важных вопросов должны решаться группами, включающими, во-первых, тех, кто действительно является профессионалом в рассматриваемых областях деятельности компании, во-вторых, тех, кто ответственен за планирование будущего компании, и, в-третьих, тех, у кого есть полномочия вводить необходимые изменения.

Сразу после принятия решения о необходимости продолжения деятельности в области бенчмаркинга должен быть детально спланирован и проработан процесс проведения изменений и внедрения улучшений. Прогресс в достижении новых целей должен постоянно отслеживаться, и руководству организации отводится главная роль в контроле за процессом реализации разработанного плана.

На момент внедрения улучшений они, как правило, уже устаревают. Важно продолжать поиск более совершенных партнеров. Таким образом, самым важным при бенчмаркинге должно быть ясное понимание того, что это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие.

Перечислим составляющие внешнего сопоставимого анализа: выбор компании-партнера для проведения внешнего сопоставимого анализа; сбор информации о предполагаемом партнере; соблюдение этических норм; установление контакта с компанией-партнером и ее первое посещение.

Приступая к проведению внешнего сопоставимого анализа, необходимо иметь абсолютную уверенность в его законности и этичности. Вот примеры неэтичных, а в некоторых случаях незаконных действий: сотрудничество с поставщиками (не следует в качестве основного условия продолжения сотрудничества выдвигать требование предоставления информации о компании-конкуренте); фотосъемка (скрытая фотосъемка, включая аэрофотосъемку, является нарушением закона) и др.

При установлении контакта с компанией-партнером (особенно при первом ее посещении) нельзя забывать о нормах и правилах поведения: следует быть дружелюбными, предельно вежливыми, готовыми к сотрудничеству; не следует вести двойную игру выдавать себя за представителя третьей организации или скрывать свои истинные намерения; запрашивая интересующие данные, следует быть готовым к ответному предоставлению данных и др.

Эволюцию бенчмаркинга необходимо рассматривать в контексте ранних концепций качества: от развития статического подхода к контролю качества до концепции Total Quality Management (TQM), а впоследствии - до японской концепции бенчмаркинга. В действительности бенчмаркинг можно назвать продуктом эволюционного развития концепций качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: