Конкуренция (от лат. соncurrencia - сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность товаров и услуг. Под этим понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность товара (услуги) является его важнейшей характеристикой. Конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.
|
|
Индикаторы конкурентоспособности отрасли:
– доля отрасли в ВВП страны;
– доля занятости в отрасли от общей занятости страны;
– доля экспорта отрасли в общем объеме экспорта страны;
– средний рост промышленного производства (в среднем за 5 лет);
– рентабельность производства;
– уровень научных исследований и инновационной деятельности;
– уровень производительности труда;
– эффективность стратегического планирования и управления фирмой;
– адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др.
Определим конкурентоспособность предприятия как его потенциальное качество, которое включает:
1) способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения.
2) способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество.
3) способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику, включая психологическое позиционирование товара у потребителя, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;
4) способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства — капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продаваемой продукции;
5) способность к созданию и удержанию технологического превосходства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий
|
|
6) способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций;
Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) – это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне.[1]
Ключевыми характеристиками конкурентоспособности организации считаются:
1. платежеспособность;
2. прибыльность;
3. стратегия управления;
4. адаптация, т.е. свойство приспосабливаемости к условиям внешней среды;
5. финансовая и управленческая прозрачность;
6. управляемость бизнеса;
7. инвестиционная привлекательность.
В литературе выделены следующие факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
1. Качество товаров и услуг;
2. Цена товаров и услуг;
3. Уровень квалификации персонала и менеджмента;
4. Доступность источников финансирования;
5. Насыщенность рынка, спрос и предложение
Дадим краткую характеристику этих факторов: