Основные понятия. Конкуренция (от лат. соncurrencia - сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта

Конкуренция (от лат. соncurrencia - сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.

Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность товаров и услуг. Под этим понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность товара (услуги) является его важнейшей характеристикой. Конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

Индикаторы конкурентоспособности отрасли:

– доля отрасли в ВВП страны;

– доля занятости в отрасли от общей занятости страны;

– доля экспорта отрасли в общем объеме экспорта страны;

– средний рост промышленного производства (в среднем за 5 лет);

– рентабельность производства;

– уровень научных исследований и инновационной деятельности;

– уровень производительности труда;

– эффективность стратегического планирования и управления фирмой;

– адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др.

Определим конкурентоспособность предприятия как его потенциальное качество, которое включает:

1) способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения.

2) способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество.

3) способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику, включая психологическое позиционирование товара у потребителя, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;

4) способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства — капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продаваемой продукции;

5) способность к созданию и удержанию технологического превосходства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий

6) способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций;

Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) – это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне.[1]

Ключевыми характеристиками конкурентоспособности организации считаются:

1. платежеспособность;

2. прибыльность;

3. стратегия управления;

4. адаптация, т.е. свойство приспосабливаемости к условиям внешней среды;

5. финансовая и управленческая прозрачность;

6. управляемость бизнеса;

7. инвестиционная привлекательность.

В литературе выделены следующие факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

1. Качество товаров и услуг;

2. Цена товаров и услуг;

3. Уровень квалификации персонала и менеджмента;

4. Доступность источников финансирования;

5. Насыщенность рынка, спрос и предложение

Дадим краткую характеристику этих факторов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: