Конкурентоспособность металлургического предприятия

В условиях резкого снижения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности продукции приобрела особенно актуальное значение в связи с тем, что для многих предприятий выход на мировой рынок оказался, по существу, единственной возможностью сохранения производственного потенциала и поддержания уровня производства.

В России по комплексу черной металлургии расход всех видов энергии в расчете на тонну стали примерно на 20-30 процентов выше, чем в США и Германии, а трудозатраты – в 2,5-3 раза выше, чем в США, Германии, Японии. Основными причинами высокого удельного расхода энергии, в черной металлургии, являются структурное несовершенство и технологическая отсталость производственных мощностей, отрицательно влияет также низкая конкурентоспособность минерально-сырьевой базы России по ряду металлов. В черной металлургии недостаточны объемы и качество запасов марганца и хрома, низка конкурентоспособность бокситовых месторождений, практически неконкурентоспособны месторождения олова и вольфрама. Поэтому в настоящее время проводится комплекс работ по повышению конкурентоспособности металлургической продукции за счет обновления производственного парка оборудования, снижения материало- и энергоемкости производства, повышения качества и улучшения структуры сортамента выпускаемой продукции.

На предприятиях металлургической промышленности проводятся работы по сертификации продукции и систем обеспечения качества с привлечением зарубежных сертификационных обществ. В целом проведена сертификация свыше 150 видов продукции на более чем 100 предприятиях отрасли, система обеспечения качества сертифицирована на 76 предприятиях.

Таким образом, ключевыми факторами, негативно влияющими на металлургическую отрасль, являются:

1.Низкая конкурентоспособность сырьевой базы.

2. Отсталость производственной базы, износ основных фондов, который составляет порядка 60 процентов.

3. Невыгодное географическое расположение предприятий внутри материка, что ведет к росту доли транспортных расходов в себестоимости продукции.

4. Недостаток финансовых ресурсов, необходимых для модернизации производства и внедрения новых технологий.

5. Слабая работа финансово-экономических служб.

6. Ужесточение ограничений российского экспорта на зарубежных рынках.

7. Слабость менеджмента, особенно в области маркетинга и финансов.

8. Низкая конкурентоспособность организационных структур управления.

9. Отсутствие функций стратегического маркетинга.

10. Отсутствие механизмов повышения конкурентоспособности металлургического предприятия увязанных с процессом формирования эффективной стратегии развития металлургических предприятий.

Представим модель (рис. 4.2) формирования конкурентных преимуществ для любого металлургического предприятия: [6]

Глобальная цель
Обеспечение конкурентоспособности предприятия
Стратегические цели
Рост объема продаж
Получение максимальной прибыли
Рост рыночной стоимости капитала
Анализ привлекательности отрасли
Уровень ресурсного обеспечения
Определение принадлежности к базовой корпоративной стратегии
Выявление источников конкурентных преимуществ *дешевые трудовые и сырьевые ресурсы *квалифицированный персонал *доступ к финансовым средствам и т.д.
Диверсификация
Интеграция
Анализ и развитие фирменных компетенций *уровень технологии производства *наличие собственных НИОКР наличие сервисных центров и т.п.
Определение принадлежности к базовой конкурентной стратегии
Оценка производственных возможностей (способностей формирования конкурентных преимуществ)
Способы реализации конкурентных стратегий
Формы обеспечения конкурентных преимуществ *стратегия НИОКР *производственная стратегия *маркетинговая стратегия *финансовая стратегия *стратегия управления персоналом *стратегия информатизации

Рис.4.2 Модель формирования конкурентных преимуществ для любого металлургического предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: