В условиях резкого снижения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности продукции приобрела особенно актуальное значение в связи с тем, что для многих предприятий выход на мировой рынок оказался, по существу, единственной возможностью сохранения производственного потенциала и поддержания уровня производства.
В России по комплексу черной металлургии расход всех видов энергии в расчете на тонну стали примерно на 20-30 процентов выше, чем в США и Германии, а трудозатраты – в 2,5-3 раза выше, чем в США, Германии, Японии. Основными причинами высокого удельного расхода энергии, в черной металлургии, являются структурное несовершенство и технологическая отсталость производственных мощностей, отрицательно влияет также низкая конкурентоспособность минерально-сырьевой базы России по ряду металлов. В черной металлургии недостаточны объемы и качество запасов марганца и хрома, низка конкурентоспособность бокситовых месторождений, практически неконкурентоспособны месторождения олова и вольфрама. Поэтому в настоящее время проводится комплекс работ по повышению конкурентоспособности металлургической продукции за счет обновления производственного парка оборудования, снижения материало- и энергоемкости производства, повышения качества и улучшения структуры сортамента выпускаемой продукции.
На предприятиях металлургической промышленности проводятся работы по сертификации продукции и систем обеспечения качества с привлечением зарубежных сертификационных обществ. В целом проведена сертификация свыше 150 видов продукции на более чем 100 предприятиях отрасли, система обеспечения качества сертифицирована на 76 предприятиях.
Таким образом, ключевыми факторами, негативно влияющими на металлургическую отрасль, являются:
1.Низкая конкурентоспособность сырьевой базы.
2. Отсталость производственной базы, износ основных фондов, который составляет порядка 60 процентов.
3. Невыгодное географическое расположение предприятий внутри материка, что ведет к росту доли транспортных расходов в себестоимости продукции.
4. Недостаток финансовых ресурсов, необходимых для модернизации производства и внедрения новых технологий.
5. Слабая работа финансово-экономических служб.
6. Ужесточение ограничений российского экспорта на зарубежных рынках.
7. Слабость менеджмента, особенно в области маркетинга и финансов.
8. Низкая конкурентоспособность организационных структур управления.
9. Отсутствие функций стратегического маркетинга.
10. Отсутствие механизмов повышения конкурентоспособности металлургического предприятия увязанных с процессом формирования эффективной стратегии развития металлургических предприятий.
Представим модель (рис. 4.2) формирования конкурентных преимуществ для любого металлургического предприятия: [6]
Обеспечение конкурентоспособности предприятия
|
Получение максимальной прибыли
|
Рост рыночной стоимости капитала
|
Анализ привлекательности отрасли
|
Уровень ресурсного обеспечения
|
Определение принадлежности к базовой корпоративной стратегии
|
Выявление источников конкурентных преимуществ
*дешевые трудовые и сырьевые ресурсы
*квалифицированный персонал
*доступ к финансовым средствам и т.д.
|
Анализ и развитие фирменных компетенций
*уровень технологии производства
*наличие собственных НИОКР
наличие сервисных центров и т.п.
|
Определение принадлежности к базовой конкурентной стратегии
|
Оценка производственных возможностей (способностей формирования конкурентных преимуществ)
|
Способы реализации конкурентных стратегий
|
Формы обеспечения конкурентных преимуществ
*стратегия НИОКР
*производственная стратегия
*маркетинговая стратегия
*финансовая стратегия
*стратегия управления персоналом
*стратегия информатизации
|
Рис.4.2 Модель формирования конкурентных преимуществ для любого металлургического предприятия