Оценка КСП продукции

Под конкурентоспособностью понимается характеристика продукции, которая показывает ее отличие от продукции предприятия-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции базируется на исследовании требований рынка и потребностей определенного покупателя. Чтобы продукция удовлетворяла потребности покупателя, она должна соответствовать ряду параметров:

- техническим (свойства продукции, область ее применения и т.д.);

- эстетическим (внешний вид изделий);

-нормативным (соответствие действующим нормам и стандартам);

-экономическим (уровень цен продукции, эксплуатационные расходы при использовании продукции, сроки эксплуатации и т.д.).

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого вида продукции и продукции предприятия-конкурента с уровнем параметров, заданным покупателем, и сравнивать полученные результаты. С этой целью в процессе анализа рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. При расчете интегральных показателей используют прежде всего технические и экономические параметры. Остальные параметры (эстетические, нормативные) используются в качестве дополнительных для всесторонней оценки уровня конкурентоспособности.

Единичные показатели представляют собой соотношение (выраженное в долях единицы или процентах) уровня какого-либо технического или экономического параметра продукции анализируемого конкурирующего предприятий. Применяются два метода расчета. При расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции, используется формула

.

Где q – единичный параметрический показатель, доли ед.; Ра – уровень параметра анализируемой продукции; Рк – уровень параметра продукции предприятия-конкурента.

При расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукции, используется формула

При расчете единичных показателей для экономических параметров, рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции, используется формула

При расчете единичных показателей для экономических параметров, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукции, используется формула

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по определенной группе параметров (технических, экономических) с помощью весовых коэффициентов (аi), устанавливаемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

Если I>1, то анализируемая продукция превосходит продукцию предприятия-конкурента по своим параметрам, т.е. является конкурентоспособной, а если I<1, то анализируемая продукция уступает продукции предприятия-конкурента по своим параметрам, т.е. является неконкурентоспособной [5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: