Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) – второй по значимости прямой налог. Он представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ и услуг), и вносится по мере их реализации. Взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров.

Поскольку этот налог включается в цены товаров и оплачивается покупателями, то он фактически является налогом не на производителей, а на потребителей.Предприятия являются как бы своеобразными сборщиками налогов. Таким образом, налог на добавленную стоимость – это косвенный налог на потребление. Он взимается практически со всех видов товаров.

Налог исчисляется с добавленной стоимости, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию. Добавленная на данном предприятии стоимость состоит из следующих компонентов: зарплата + амортизация + % за кредит + прибыль + расходы на электроэнергию и т.д.

Характерные черты НДС:

v охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках является постоянным источником налоговых поступлений в бюджет;

v позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен;

v НДС – это внутренний налог, при вывозе товаров его сумма должна быть возвращена покупателю.

Более чем в 40 странах, в том числе в 17 европейских, НДС используется свыше 30 лет. Ставки НДС варьируют от 6 до 15%: Великобритания – 15%, США – 11%; ФРГ – 7% для продуктов, 15% для непродовольственных товаров, Швеция – 7%, Франция – 8%.

В РФ НДС введен с 1 января 1992 года. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. В первый год НДС взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам, работам и услугам, реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции ТЭК и услугам производственно-технического назначения; по ставке 21,88% - по товарам, реализуемым по государственным ценам и тарифам.

С 1.01.93 г. ставка налога снижена до 10% по всем продовольственным товарам (кроме винно-водочных изделий и этилового спирта) и товарам детского ассортимента и до 20% - по всем остальным товарам, работам и услугам. На данном этапе исторического развития действуют три ставки НДС: 18%, 10% и 0%, что зависит от вида деятельности предприятия и реализуемой продукции. В Программе среднесрочного развития РФ до 2008 г., представленной Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), намечается снижение основной ставки НДС в ближайшие годы на 5% - с 18 до 13%.

По российскому законодательству от НДС освобождены [10]:

♦ товары, экспортируемые за пределы России;

♦ медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ;

♦ услуги городского пассажирского транспорта, а также морского, речного и железнодорожного при условии осуществления перевозок по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд;

♦ услуги в сфере образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, культуры и спорта;

♦ НИОКР, выполненные за счет средств госбюджета;

♦ реализация изделий народных художественных промыслов;

♦ квартплата и некоторые другие товары и услуги.

НДС включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем. НДС, который производитель или продавец вносит в Государственный бюджет, является разницей суммы НДС полученного от покупателя за реализованные им товары, работы, услуги (налогового обязательства) и суммы НДС уплаченного поставщикам товаров, ресурсов, используемых в производстве товаров, работ и услуг (налогового кредита).

Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п. 1, ст. 154 НК РФ) и только после этого налогоплательщик может сделать налоговые вычеты, жестко ограниченные различными условиями.

Расчет данного вида налога довольно сложен, а законодательные требования порой трактуются неоднозначно и противоречиво. Фирмы часто уклоняются от его уплаты либо применяют криминальные схемы.

Некоторые экономисты считают, что при существующих сложностях с вычетами по НДС, целесообразнее снизить ставку и взимать налог с оборота (налог с продаж). Налог с продаж на региональном уровне уже взимался на территории РФ и составлял значительную часть региональных бюджетов. Замена НДС налогом с оборота (налогом с продаж) снизит колоссальные затраты на администрирование, высвободит кадровые ресурсы и упростит отчётность. Кроме того, уменьшится число действительно недобросовестных схем, когда по фиктивным договорам «обналичиваются» огромные средства, в результате чего, увеличиваются нелегальные вычеты по НДС и уменьшается налогооблагаемая прибыль. Для налога с продаж объектом контроля со стороны налоговых органов станет только выручка, т.е. показания ККМ или банковская выписка. Для НДС, объект контроля - это не только выручка, а все расходы, платежи и огромное количество документации (счета, платежные поручения, счета-фактуры, договора, акты, экспортные документы и т.д.).

АКЦИЗЫ

Акцизы – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Он включается в цену товаров или тарифы на услуги, и оплачивается покупателем данного товара. Сборщиками акцизов фактически выступают те, кто производит подакцизные товары (услуги). Диапазон действия акцизов не велик – это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентироваться на замещающие товары и «уйти» от уплаты этих налогов.

В России к подакцизным товарам относятся:

- винно-водочная продукция, пиво;

- табачные изделия;

- ювелирные изделия;

- меха;

- изделия из натуральной кожи;

- легковые автомобили;

- нефть, автомобильный бензин;

- некоторые виды минерального сырья.

Ставки акцизов бывают трех видов:

· единые - для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам;

· дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным качественным признакам: цвету, крепости и т.п. (вина, ткани и т. д.);

· средние - для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

По способу взимания акцизы делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные акцизы взимаются с валового оборота.

Новые для России налоги (действуют с 1 января 1992 г.):

1) Налог на имущество предприятий, особенностью которого является его отнесение на финансовые результаты деятельности предприятий. Взимается со среднегодовой стоимости имущества предприятия.

2) Налог на имущество физических лиц (дома, строения, квартиры).

3) Налоги с доходов банков, от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг.

4) Отчисления в Пенсионный фонд и на соцстрах.

5) Отчисления в дорожные фонды.

6) Налог на наследство и дарение.

7) Множество местных налогов (курортный сбор, налог на перепродажу автомобилей и т.д.).

Ш. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства (федеральный бюджет) и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Госбюджет – это ежегодная смета доходов и расходов государства, утверждаемая в форме государственного закона. В государственном бюджете находят увязку все основные финансовые операции – расходы, доходы, государственные займы. В бюджете они получают единую направленность, которая проявляется в проводимой государством политике.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, выработанных развитыми странами в начале ХХ века.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Функции госбюджета:

♦ фискальная (создание финансовой базы функционирования государства);

♦ экономическое регулирование (дифференциация условий предпринимательства для разных типов хозяйствующих субъектов при проведении экономической политики);

♦ социальная (использование госбюджета для перераспределения национального дохода).

Доходная часть госбюджета формируется за счет:

1) налогов (в России около 80% всех поступлений);

2) неналоговых сборов (5-6%);

3) доходов целевых бюджетных фондов (менее 1%);

4) единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (около 15%).

Основной вклад в доходы бюджета вносят налоги. Среди налогов наибольшие объемы средств дают НДС (40% всех поступлений), налог на внешнюю торговлю и внешнеторговые операции (15%), таможенные пошлины (15%), акцизы (10%), налог на прибыль (8-9%), платежи за пользование природными ресурсами (8%).

Структура неналоговых доходов:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от продажи нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- прочие неналоговые доходы.

Расходная часть госбюджета включает:

■ расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, обеспечение внутреннего правопорядка, международная деятельность);

■ финансирование хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, связь и т.д.) и социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, наука, культура, СМИ и т.д.);

■ обслуживание задолженности (выплата процентов и основной суммы государственного долга);

■ пополнение государственных запасов и резервов.

Распределение и использование средств государственного бюджета имеет программно-целевой характер.

Каково соотношение между доходной и расходной частями бюджета? Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). В современных условиях бюджеты большинства западных стран связаны с дефицитом, т.е. превышением расходов над доходами. Выделяют также первичный дефицит, представляющий величину дефицита без выплат по обслуживанию долга.

Причины бюджетного дефицита:

● спад общественного производства;

● сокращение налоговых поступлений в результате снижения ставок налогов в целях стимулирования экономики, или увеличения количества льгот, или из-за неудовлетворительной организации налогообложения;

● массовый выпуск «пустых денег»;

● раздутые социальные программы;

● рост затрат на финансирование ВПК;

● крупномасштабный оборот «теневой экономики»;

● огромные непроизводительные расходы, хищения, приписки, потери произведенной продукции и т.д.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

1) рефинансирование долга, т.е. выпуск новых государственных ценных бумаг;

2) кредитно-денежная эмиссия, т.е. монетизация дефицита и связанный с ней «сеньораж» (доход государства от печатания денег). Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

3) ужесточение налогообложения.

Существуют три основные концепции по проблеме регулирования государственного бюджета:

Первая концепция базируется на необходимости ежегодного балансирования ГБ. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики с антициклической направленностью. Дело в том, что когда экономика характеризуется длительным спадом, это сопровождается и длительным периодом безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления автоматически снижаются. Для балансирования бюджета правительство должно повысить ставки налогов или сократить государственные расходы. Однако в обоих случаях произойдет сокращение совокупного спроса.

Сбалансированный бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях подъема, экономического роста при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для уравнивания бюджета надо или снизить налоги, или увеличить государственные расходы. Но следствием обоих мер будет инфляция.

Вторая концепция базируется на утверждении о необходимости балансирования бюджета в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно вызывает бюджетный дефицит. В ходе последующего циклического подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета используется для покрытия дефицита, возникшего в период спада.

Уязвимость данной концепции связана с различиями в глубине и продолжительности повышательной и понижательной фаз цикла.

Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансированности бюджета является второстепенной, а главной задачей выступает стабилизация экономики.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных излишков. По существу это общий размер задолженности правительства держателям государственных ценных бумаг.

Влияние увеличения государственного долга на функционирование экономики:

▲ Имеет место перераспределение доходов внутри страны. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, т.к. значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.

▲ Повышение налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рисковые проекты, в НИОКР и т.д., усилить социальную напряженность.

▲ Эффект вытеснения части частных инвестиций в результате увеличения процентных ставок на капитал.

▲ Повышение процентной ставки на внутреннем рынке приводит также к увеличению спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранцев, что в свою очередь повышает внешний долг.

Оценить бремя долга можно по следующим показателям:

v Долг/ ВВП

v Долг/Экспорт товаров и услуг

v Сумма обслуживания долга/ВВП

v Сумма обслуживания долга/Экспорт товаров и услуг

v Долг/Численность населения страны

Различают два вида долга:

Внутренний долг – это долг государства своему населению – предприятиям и гражданам, владеющим ценными бумагами, выпущенными правительством.

Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Внешний долг – более тяжелое бремя, предполагающее необходимость отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги в счет оплаты самого долга и процентов по нему. Кроме того, при предоставлении международного кредита, обычно выдвигаются определенные условия, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, но имеются другие неоднозначно оцениваемые последствия.

Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности:

♦ Выкуп долга – т.е. предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг причем по более низкой цене.

♦ Обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранный капитал получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность уменьшается.

♦ Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой ставке процента.

Беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба) предоставляются еще некоторые дополнительные льготы:

- частичное аннулирование долга;

- снижение ставок процента по обслуживанию долга;

- продление сроков долговых обязательств.

В настоящее время рост государственного долга наблюдается практически во всех странах и составляет от 20 до 70% ВВП. В России в конце 90-х гг. внутренний долг составлял 1 трлн.руб., из них 90% - кредиты банка для покрытия расходов бюджетного характера. Общий государственный долг РФ с 2007 года начнет расти в номинальном выражении (в 2007 году увеличится на 31,4 млрд.рублей, в 2008 году – на 50,4 млрд.рублей, в 2009 году – на 63,3 млрд.рублей), но продолжит снижаться по отношению к ВВП: с 10,63 % (в 2006 году) до 9,78% (2007); 9,16 % (2008); 8,71% (2009). Объем внутреннего долга РФ в государственных ценных бумагах на конец 2007 года прогнозируется в объеме 1 трлн. 238,7 млрд.рублей; 2008 года – 1 трлн. 445,6 млрд.рублей; 2009 года – 1 трлн. 644,2 млрд.рублей.

Тема 7.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ

1. Понятие экономического роста. Типы, условия и факторы экономического роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: