IV. Сущность и основные направления социальной политики. Показатели результативности социальной политики

Понятие «социальная политика» означает согласование деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни населения на макроуровне. В социальной политике государства выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Конечной целью функционирования экономической системы является улучшение условий жизни людей (или достижение определенного уровня жизни) и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. В то же время экономический рост, не обеспечивающий рост благосостояния, приводит к обесцениванию стимулов к эффективной экономической деятельности. Здесь прослеживается важная взаимосвязь уровня экономического развития и социальной политики: чем выше уровень экономического развития, тем выше требования к гражданам, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. А последнее, в свою очередь, требует дальнейшего развития социальной сферы.

Выбор направлений и механизмов реализации социальной политики зависит от ряда факторов: 1) от ресурсной базы страны; 2) от уровня ee экономического развития.

Различают 2 типа социальной политики:

1) Расширенная: общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат и всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства.

2) Остаточная: ограничена по масштабу и охватываемому контингенту, имеет компенсационный характер и преимущественно пассивная.

Проведение социальной политики основано на двух принципах:

- Принцип социальной справедливости.

- Принцип рационализма.

С первым принципом связан социальный подход, со вторым – рыночный.

Социальный подход: государство должно гарантировать через систему социальной защиты получение доходов, позволяющих удовлетворить общественно-значимые ценности и не опуститься ниже черты бедности.

Рыночный подход: государство обязано создавать условия для стимулирования трудовой деятельности, профессионального роста и общего развития.

К основным направлениям социальной политики относятся: 1)государственная политика доходов; 2)политика занятости населения; 3)пенсионное обеспечение; 4)система социальной защиты населения; 5)жилищная политика.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности. Можно говорить о социальной политике фирмы в отношении персонала, о региональной социальной политике, общегосударственной социальной политике, межгосударственной социальной политике (учитывая тесную взаимозависимость современного мира, например, экологические проблемы и др.).

Показателями развития социальной политики являются уровень и качество жизни населения.

1. Уровень жизни населения – уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными, потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.).

Для оценки уровня жизни используются такие показатели как:

- потребление основных продуктов на душу населения;

- обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченности в расчете на 100 семей);

- показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребляемых продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

Для оценки необходима точка отсчета. Таковой является «потребительская корзина», включающая в себя набор товаров и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления».

«Минимальный уровень потребления» - это такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». Не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физиологическим минимумом потребления», ниже которого человек не может существовать физиологически.

- доля населения, находящегося за чертой бедности. Это один из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. В широком смысле, страна является бедной, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Понятно, что основные потребности у разных семей различны. Они определяются вкусами, предпочтениями, размером семьи, состоянием здоровья, возрастом и т.д.

Для определения социальной политики государства требуется конкретное определение бедности. В экономической литературе выделяют показатели абсолютной бедности и относительной бедности.

Семья считается абсолютно бедной, если ее доход менее, чем в 3 раза превосходит уровень, определяемый как затраты на «нормальное продовольственное обеспечение семьи». Смысл данного определения в том, что семьи с низким доходом в развитых странах тратят 1/3 своих доходов на питание. Чтобы рассчитать этот показатель, сначала следует рассчитать величину затрат на покупку продуктов питания, достаточных для обеспечения рационального потребления, а затем полученную величину умножают на 3. В результате получаем показатель «официальная черта бедности».

Семья находится на уровне относительной бедности, если ее доход в 2 раза меньше, чем величина дохода средней семьи.

В России уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума (БПМ) – это показатель потребления человеком материальных благ и услуг, обеспечивающий только физиологический уровень потребления.

Нередко в России для сопоставления динамики уровня жизни населения и определения черты бедности используют условную «минимальную продовольственную корзину». Однако минимальная продовольственная корзина не является официально признанной для расчетов прожиточного минимума населения. Тем не менее, этим показателем официальные власти очень часто подменяют показатель БМП, чтобы приукрасить реальную экономическую действительность и снизить показатель бедности.

Используются также и расчеты «рационального уровня потребления». Это количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Для оценки уровня жизни имеет значение статистика приближения к такому уровню потребления.

2. Качество жизни населения.

Для оценки качества жизни населения используют такие показатели, как:

- условия труда;

- безопасность труда;

- состояние среды обитания;

- наличие и возможности использования свободного времени;

- культурный уровень;

- физическое развитие;

- физическая и имущественная безопасность и т.п.

Оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий уровень жизни, сегодня лишь слегка может превышать «черту бедности». То, что для европейца нищета, для жителей Африки или Заполярья может быть наиболее рациональным образом жизни.

ООН разработала новый индекс социального развития, основанный на учете трех факторов:

♦ достижение такого уровня дохода, который обеспечивает элементарные жизненные потребности населения;

♦ возможность вести долгую и здоровую жизнь;

♦ приобрести школьное образование и профессиональную подготовку.

С помощью индекса ООН ранжируют страны по социальному развитию. Так, например, по экономическому развитию (ВВП на душу населения) США стоят на втором месте, а по социальному – на 13 месте.

Экономическая наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах ее реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: