Принципы сравнительных преимуществ

Эффект от внешней торговли в самом общем виде складывается из соотношения затрат на отечественное производство какой-то продукции, приобретаемой по импорту и затрат на производство экспортных товаров. Разность указанных затрат выражает экономический эффект внешней торговли: Эвт = Зи / Зэ,

где Зи - затраты на производство импортных товаров;

Зэ - затраты на производство экспортных товаров.

Теоретическое обоснование эффекта от внешней торговли и возможности участия страны во внешнеторговом обмене обоснованы классиками английской политэкономии. А.Смит разработал принципы абсолютных преимуществ в развитии внешнеторговых отношений. Суть этих принципов в том, что эффект получает страна, имеющая перед своими партнерами, абсолютные преимущества в уровне затрат труда (производительности труда) на производстве обмениваемых товаров. Такой подход кажется очевидным. Чем меньше затраты, тем явнее преимущества одной страны перед другой. Вместе с тем, данный подход характеризуется существенной ограниченностью. Господство таких принципов, отвечающих политике фритрэдерства (свободы торговли), имело существенные ограничения. Абсолютные преимущества стран, имеющих наивысший уровень производительности общественного труда над теми, которые абсолютно проигрывают в затратах труда, закрывают возможности для последних активно участвовать в международной торговле.

Последователь А.Смита Д.Рикардо дал иное, более универсальное, обоснование принципов участия стран в международном разделении труда. Он сформулировал принципы сравнительных преимуществ во внешней торговле, которые определили возможности комбинаций уровней затрат труда на производство отдельных видов товаров. Смысл этих принципов состоит в том, что уровни национальных затрат труда не могут определять в целом выгоды отдельных внешнеторговых сделок. Выгода каждой страны может быть обеспечена на основе сопоставления уровней производства отдельных товаров, когда каждая страна сосредоточивает свое внимание на экспорте товаров с наименьшими издержками. Страны-партнеры предлагают друг другу товары, покупка которых взаимовыгодна. Классический пример действия указанных принципов описал Д.Рикардо в книге "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817г.), где он анализировал торговлю Англии и Португалии сукном и вином, показывая, что даже отсталая Португалия имеет возможности с выгодой для себя торговать с высокоразвитой Англией. На этом в основных чертах и по сию пору базируются общие принципы взаимовыгодной внешней торговли. Они позволяют стране выбирать профиль международной специализации, опираясь на учет сравнительных преимуществ.

Идеи, заложенные Д.Рикардо еще в начале Х1Х в., конечно же, нуждались в развитии и уточнении. Это нашло свое воплощение в развитии теории внешней торговли. Однако в принципиальном плане они до сих пор довольно полно отражают реальные процессы, происходящие в международной торговле.

В 30-е годы ХХ века шведскими экономистами Э.Хекшером и Б.Улиным были предложены новые критерии оценки эффективности внешнеторгового обмена. Они в определенной мере противоречили принципам классической школы. Методологическая база нового подхода - теория факторов производства и теория предельной полезности.

Принципы сравнительных издержек не могли объяснить все процессы, происходящие в мировой торговле в ХХ веке. Ведь по сравнению с условиями начала Х1Х в. изменилось многое в мире. Новая концепция получила название теоремы Э.Хекшера-Б.Улина. Теорема состоит из двух частей. Суть первой части в том, что страна имеет сравнительные преимущества в международной торговле в производстве того товара, в создании которого более интенсивно используется изобильный для страны фактор производства. Вторая часть теоремы была разработана американцем П.Самуэльсоном. Он отмечал, что в современных условиях внешняя торговля имеет тенденцию к выравниванию цен на факторы производства в связи с переливом факторов из страны в страну. Вторая часть существенно меняет подход к оценке эффекта от внешней торговли, где утверждается мысль о том, что более активное участие в международной торговле обеспечивает уравнение условий торговли, нивелирование различий в обеспечении факторами производства на основе перелива капиталов.

Эффект, приносимый внешней торговлей, таким образом, складывается из тех реальных преимуществ, которыми располагают отдельные страны относительно друг друга. Эти преимущества могут быть представлены в уровне производительности в сравниваемых отраслях, капиталовооруженности производства, степени использования имеющихся экономических ресурсов. Все они так или иначе характеризуют непосредственно получаемый эффект одного участника товарообмена относительно другого, который представлен разницей цен. Такая форма получения эффекта называется прямым эффектом. Она всегда выражена в стоимостной форме, показывая реальную выгоду, которую данный контрагент обмена получает на базе меньшего уровня совокупных затрат. Классическим примером получения прямого эффекта является тот уровень прибыли, которую получает покупатель дешевой импортной продукции в сравнении с затратами на приобретение отечественной, но более дорогой продукции.

Существует и другая форма получения эффекта - косвенный эффект. Она выражает те случаи, когда эффект не представлен непосредственно в стоимостной форме. В ряде случаев он имеет опосредованное проявление в виде воздействия на структуру и качественный состав ВНП, улучшения структуры потребления, условий труда и т.д. Давайте используем тот же пример с импортом. Только в этом случае затраты на приобретение какого-то импортного продукта у нас будут выше, чем затраты на покупку схожего отечественного продукта. Следовательно, эффект мы в этом случае иметь не будем. Но на самом деле это не так. Мы не учитываем, что, закупая за рубежом какой-то продукт (машину, оборудование), он принесет нам немалый эффект, который заключен в его качественных, эксплуатационных характеристиках. Допустим, купленная импортная продукция более долговечна в эксплуатации, менее энерго- и ресурсоемка. В этом случае ее использование в национальном хозяйстве принесет эффект через получение продукции с более высокими качественными характеристиками, через улучшение условий труда, потребительских свойств потребляемых товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: