Государственная денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.
Денежно – кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита.
Конечная цель денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и устойчивого экономического роста за счет воздействия на уровень и динамику инфляции и инвестиционную активность.
Текущие конкретные и доступные цели: например, фиксация количества денег в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение учетной ставки и т.п.
Объекты денежно-кредитной политики – спрос и предложение на денежном рынке.
Субъекты денежно-кредитной политики: центральный и коммерческие банки.
Для регулирования массы денег в обращении ЦБ использует денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег. Также он облегчает или затрудняет выдачу кредитов К.Банками.
Методы денежно-кредитного регулирования:
|
|
- методы прямого и косвенного регулирования,
- общие и селективныеметоды.
Прямые методы – административные меры в форме различных директив Центробанка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Эти меры дают наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов. Однако со временем они могут вызвать отток финансов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы – это воздействие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов (S и D).
В переходных экономиках используются как прямые, так и косвенные методы с постепенным вытеснением первых вторыми.
Общие методы – преимущественно косвенные методы, влияющие на денежный рынок в целом.
Селективные методы – регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Решают частные задачи, например, ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных КБ и т.д.
Инструменты денежно-кредитной политики:
1. операции Центробанка на открытом рынке;
2. процентная (дисконтная) политика центрального банка;
3. изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований» через прямое указание их доли в балансах Ком. Банков.
Первый инструмент выражается в продаже или покупке Центробанком правительственных ценных бумаг на открытом денежном рынке. При продаже Центробанк выкачивает у коммерческих банков резервы, выплачивая по этим бумагам приличный процент. Сокращение резервов вызывает мультипликационное сокращение денег, следовательно, предложение денег сокращается и возрастает процентная ставка.
|
|
Чтобы снизить процентную ставку правительству через Центробанк необходимо начать скупать у коммерческих банков правительственные ценные бумаги. В результате резервы КБ увеличатся и мультипликационный эффект вызовет увеличение предложения денег, а следовательно и падение ставки процента.
Второй инструмент означает изменение механизма заимствования средств КБ у Центробанка или депонирования средств коммерческих банков в Центробанке. Т.е. назначая низкую ставку процента, Центробанк дает ссуды КБ, и ожидает заинтересованность со стороны коммерческих банков, что приводит к увеличению резервов и росту предложения денег.
Например, в США Федеральная резервная система и в Великобритании Банк Англии осуществляют эту операцию по традиции через 11 дисконтных домов.
Третий инструмент – это изменение уровня обязательных резервов. Обязательные резервы – процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центробанке.
Механизм действия этого инструмента: если Центробанк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков. Следовательно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит обратный эффект. Т.о. предложение денег передвигает точку равновесия на графике спроса и предложения, снижая или увеличивая ставку процента.
Этот инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, т.к. затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике КБ.