В современной мировой практике используют как расширенную, так и суженную трактовку понятия «финансы».
В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе. Речь при этом идет обо всех формах, включая денежно – кредитные. Такой подход к термину особенно распространен в американской литературе. При анализе бюджетных проблем в основном используется узкое понимание термина «финансы».
В Германии более четко различают узкий и широкий подход к понятию «финансы». Термины «финансы», «финансовая политика» здесь в большей степени приближаются к российской практике. Если в американской литературе доминирует широкий подход, то в Германии оба варианта имеют равную значимость.
Финансовая система – это система всех финансовых отношений в стране в их совокупности.
Финансовые отношения – это отношения, связанные с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов или фондом денежных средств.
Финансовые отношения устанавливаются между:
1. отдельными государствами;
2. государством и предприятиями, фирмами;
3. предприятиями и фирмами.
Существует и другое определение финансовой системы, ее структуры – как системы финансовых учреждений государства (Минфин, департаменты финансов в регионах, финансовые службы предприятий).
Финансовая система состоит из следующих звеньев:
- государственный бюджет,
- местный бюджет,
- внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования),
- финансы отдельных фирм.
Ведущее из этих звеньев – госбюджет, т.к. именно с его помощью государство распределяет и перераспределяет ВВП и НД между территориями и отраслями.
Финансовая система РФ, как и в США, Германии, Канаде, построена на принципе фискального федерализма, т.е. распределения функций между различными уровнями: местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в федеральный государственный бюджет и независимы в финансировании школ, больниц, коммунальных служб на своей территории, а федеральное правительство независимо в расходах, касающихся нации в целом (на оборону, космос, внешние связи).
В развитых странах Запада доля федерального бюджета составляет примерно 40 – 60%, в России – 70%!. В настоящее время Ярославская область 2/3 своих налогов и сборов со своей территории перечисляет в федеральный бюджет. разумеется, что оставшаяся 1/3 недостаточна для финансирования социальных нужд региона.
Основной источник образования доходов госбюджета – это налоги с населения. (например, в 1987 г. только подоходный налог составил 46 % доходов госбюджета)
Основные расходы госбюджета – на финансирование общенациональных мероприятий (в США в 1987 г. 40 % – социальные программы, 28 % – оборона, 14 % – проценты по госдолгу).
Финансовая политика – это использование финансовой системы, как регулятора национальной экономики. Отсюда: Основная задача финансовой политики – достижение макроэкономического равновесия между AD и AS.
Современная тенденция развития стран – повышение роли государства в регулировании национальной экономики через финансовую систему.






