Ответ
Сегментирование —это деление рынка на однородные группы покупателей (сегменты) по определенным признакам (на основе различий в потребностях, характеристиках или поведении).
Сегмент — это совокупность (группа) потребителей, схожих по определенным признакам, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Критерий сегментирования — это параметр, по которому происходит разделение рынка. В зависимости от вида товара (потребительский товар или товар промышленного назначения) различают критерии сегментирования индивидуальныхI и корпоративных потребителей.
В качестве критериев сегментирования индивидуальных потребителей выделяются следующие принципы:
1 Географический, когда рынок разбивается на различные географические единицы:
* континенты (Австралия, Африка, Евразия и т. д.);
* страны (Россия, Франция, Япония и т. д.);
* регионы или округа (в России выделяют Северо-западный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и т.д.);
* населенные пункты (город, село, поселок и т. д.);
* районы в населенном пункте;
* климатические зоны (зона с континентальным климатом, тропическим, субтропическим и т. д.).
Кроме того, учитывается плотность населения, т. е. отношение численности населения к площади проживания. Выделяются густонаселенные и малонаселенные районы.
Потребности жителей села и крупного города сильно различаются. Особенно это характерно для России, где условия жизни в деревне и крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) даже сложно сравнить.
Если предприятие производит купальные костюмы, то ему вряд ли стоит прилагать серьезные усилия по их рекламе и сбыту в районах с арктическим климатом.
2.Демографический, в соответствии с которым потребители разбиваются на группы с учетом следующих переменных:
* пол (мужчины/женщины);
* возраст (до 6 лет, 6—14 лет,... старше 70);
* этап жизненного цикла семьи (молодая семья без ребенка,... пожилая семейная пара с взрослыми детьми, живущими отдельно);
* национальность и т.д.
Сегментирование рынка по демографическому критерию очень часто используется на практике, так как потребности и предпочтения во многом зависят именно от перечисленных выше переменных. Различные потребности имеют дети и взрослые, холостяки и семейные люди. Молодые семейные пары до рождения ребенка часто ходят на дискотеки и вечеринки, а после появления на свет младенца их образ жизни и потребности сильно меняются.
3. Социально-экономический принцип. При сегментировании по социально-экономическому признаку учитываются следующие переменные:
- уровень доходов;
- род занятий;
- образование.
Не стоит предлагать дорогостоящую бытовую технику человеку с низким уровнем доходов или ожидать высокого спроса на специализированный журнал по астрономии среди продавцов продовольственных товаров.
4. Психографические принципысегментирования:
* образ жизни (традиционалист, жизнелюб и т. д.)
* общественный (социальный) класс (высший класс, средний класс,
низший класс,...)
* тип личности (авторитарный, увлекающийся,...)
5. Сегментирование по поведенческому принципу. Потребителей делят на основе их поведенческих особенностей:
- искомые выгоды (что ищет потребитель в товаре — качество, сервис, экономию и т. д.);
- интенсивность потребления (покупает редко, часто,...);
- статус покупателя (не покупает, бывший покупатель, потенциальный покупатель, новый покупатель, редкий покупатель, постоянный покупатель);
- повод для совершения покупки (обыденная покупка, особый случай и т. д.);
- степень приверженности к марке (покупает товар определенной марки, в равной степени привержен нескольким маркам, при выборе товара уделяет мало внимания марке) и т.д.
Сегментирование может проводиться по одному или нескольким критериям. Сегментирование, сделанное на основе большого числа критериев, приводит к тому, что число потребителей в сегменте сокращается, зато приобретаются более i очные знания о тех, кто входит в сегмент.