Передаточные механизмы бывают двух типов: 1) с непосредственным касанием закрепленных на валах деталей; 2) со включением промежуточной гибкой связи, например ремня. В обоих случаях ведомая деталь захватывается ведущей вследствие либо трения в месте их соприкосновения, либо наличия на сопряженных деталях взаимно зацепляющих выступов и впадин. Скорости вращения ведомого и ведущего валов ■обычно различны; отношение этих скоростей называется передаточным числом (отношением).
Механизмы с непосредственным касанием деталей
Фрикционная передача.Этот передаточный механизм состоит из двух колес (рис. 4), прижатых друг к другу настолько сильно, что при вращении колеса 1 начинает вращаться колесо 2 (в противоположные сто-
![]() |
![]() |
![]() |
'Рис. 5. Зубчатая передача. Объяснение в тексте.
![]() |
Рис. 6. Червячная передача. Объяснение в тексте.
роны). Движение, таким образом, передается исключительно благодаря трению между обода-ми колес. Поскольку возможно проскальзывание одного колеса по другому и вследствие этого нарушение передаточного числа, фрикционные передачи находят применение только при передаче небольших усилий. Вместо колес фрикционные передачи могут иметь катки цилиндрической или конической формы, атакже диски.
Зубчатая передача.Сюда относятся механизмы для передачи движения посредством зубчатых колес и зубчатых реек. Зубчатые колеса на ободах имеют выступы (зубья). С целью увеличения плавности передачи вместо обычных прямозубных колес (рис. 5, а) применяют косозубные (рис. 5, б) и шевронные (рис. 5, в) зубчатые колеса. По взаимному расположению осей сопряженных зубчатых колес различают цилиндрические зубчатые передачи (рис. 5, г), применяемые для передачи между параллельными валами, и конические зубчатые передачи (рис. 5, д), используемые между валами с пересекающимися осями. Если передачу вращения между параллельными осями необходимо осуществить, не изменяя направления вращения, применяют зубчатые колеса с внутренним зацеплением (рис. 5, е).
Зубчатая рейка (стержень или планка с нарезанными на одной стороне зубьями) в сочетании с зубчатым колесом служит для превращения вращательного движения в прямолинейно-поступательное (рис. 5, ж). Это сочетание находит применение в подъемных механизмах.
Червячная передача.Для передачи вращения между взаимно перпендикулярными непересекающимися осями при большом передаточном числе (до 100) применяется червячная передача (рис. 6), которая состоит из червяка ) (винта) и зубчатого колеса 2.
Механизмы с промежуточной гибкой связью
Ременные передачи.В тех случаях, когда расстояние между осями двигателя и машины велико, для передачи вращения применяют ременные передачи. Для этой цели на каждую ось накрепко насаживают колеса, называемые шкивами, на которые в свою очередь надевают приводной ремень. Шкив, который передает вращение, называется ведущим, а принимающий вращение — ведомым.
• Ременные передачи весьма широко применяются, несмотря на относительную громоздкость и некоторое непостоянство передаточного числа вследствие проскальзывания ремня. Основные достоинства — бесшумность, способность выдерживать перегрузки и простота ухода.
Цепная передача.Передача вращения между параллельными осями может быть осуществлена также при помощи замкнутой (бесконечной) цепи, надетой на снабженные зубьями колеса-звездочки, закрепленные на валах.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 7. Кривошипный в тексте.
механизм. Объяснение