Управление карьерой. Управление карьерой позволяет увязывать планы профессионального роста сотрудников с задачами организации

Управление карьерой позволяет увязывать планы профессионального роста сотрудников с задачами организации.

Карьера – это продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью. Это продвижение вперед по выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Различают следующие виды карьеры1:

· профессиональная карьера характеризуется тем, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей и уход на пенсию. Все эти стадии работник может пройти в разных организациях;

· внутрифирменная карьера – последовательная смена ступеней и занимаемых должностей в рамках одной организации. Внутрифирменная карьера реализуется в трех основных направлениях: 1) вертикальная карьера – подъем на более высокую ступень структурной иерархии; 2) горизонтальная карьера – это либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей формального закрепления в организационной структуре (например, руководитель проекта, временного трудового коллектива), или расширение и усложнение задач в рамках занимаемой ступени; 3) центростремительная карьера – это движение к ядру (руководству) организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи и совещания, доступ к неформальным источникам информации, важные поручения руководства.

Различают карьеру специалиста (ориентированную на профессиональный рост) и управленца (ориентированную на должностной рост в управленческой иерархии).

Выделяют виды карьеры в зависимости от содержания изменений в процессе карьерного перемещения: (1) властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации; (2) квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки профессии; (3) статусная карьера – рост статуса работника в организации, выражается в присвоении очередного ранга за выслугу лет, почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы; (4) монетарная карьера – это повышение уровня вознаграждения работника: уровня оплаты труда, объема и качества социальных льгот.

Управление деловой карьерой означает, что с момента принятия работника в организацию и до его увольнения организуется планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Для конкретного работника разрабатывается наиболее вероятная схема замещения должностей: должностной рост или ротация. Должностной рост – это замещение должности более высокого уровня по сравнению с занимаемой. Ротация – это назначение работника («по горизонтали») на должность одного уровня, но с дополнительной материальной и моральной мотивацией.

Исходный пункт планирования карьеры – пятилетнее и текущее планирование потребности организации в кадрах. Индивидуальные планы развития карьеры разрабатываются по ключевым должностям и специальностям, а также для наиболее перспективных, одаренных, инициативных работников. По остальным развитие карьеры осуществляется по плану работы с кадровым резервом.

На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности1.

Т а б л и ц а 17

Потребности людей на разных этапах карьеры

Этапы карьеры Возраст Потребности достижения целей Моральные потребности Физиологические и материальные потребности
Предварительный до 25 Учеба, испытание на разных работах Начало самоутверждения Безопасность существования
Становления до 30 Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя Самоутверждение, начало достижения независимости Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты
Продвижения до 45 Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения Здоровье, высокий уровень оплаты труда
Сохранения до 60 Пик совершенствования квалификации. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода
Завершения после 60 Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии Стабилизация самовыражения, рост уважения Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода
Пенсионный после 65 Занятие новым видом деятельности Самовыражение в новой сфере деятельности Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

Таким образом, управление карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой по организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей и склонностей, а также из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Процесс управления внутрифирменной карьерой работника можно представить следующим образом (см. рис.18)1.

 
 


Нет

Да

Рис. 18. Процесс управления карьерой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow